На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Cотрудничество с зарубежными государствами


Сотрудничество с международными организациями


Сотрудничество с государствами-участниками СНГ


Международные соглашения


Публикации\международная деятельность


Международное сотрудничество в области поддержки предпринимательства


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
КНР
Справка о торгово-экономическом сотрудничестве между Приморским краем и КНР в 2003 г.


Последние два года КНР является стабильно лидирующим партнером Приморского края в области торгово-экономических отношений. Этому способствует общая граница между указанными территориями, что существенно сказывается на снижении экспортно-импортных цен за счет транспортных расходов, а также взаимодополняемость их экономик на современном этапе. Основными договоренностями, определяющими содержание пограничного торгово-экономического сотрудничества между Приморским краем и КНР, являются:
- Протокол по результатам встречи губернатора Приморского края С.М. Дарькина и губернатора провинции Хэйлунцзян Сун Фатана (1 ноября 2001 г.);
- Протокол первого заседания смешанной рабочей группы по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Приморским краем и провинцией Цзилиць (26 февраля 2002 г);
- Протокол по итогам обсуждения между губернаторами Приморского края и провинции Хэйлунцзян об ускорении строительства приграничного торгового комплекса “Пограничный-Суйфэньхэ” (28 февраля 2002 г);
- Протокол двустороннего совещания по вопросам сотрудничества между Приморским краем и провинций Хэйлунцзян (13 марта 2002 г);
- Протокол переговоров между делегациями Администрации Приморского края и Народного правительства Республики Хэйлунцзян (27 мая 2003 г.);
- Протокол двусторонней рабочей встречи по вопросам совершенствования приграничного сотрудничества между Приморским краем и провинций Хэйлунцзян (6 августа 2003 г);
- Протокол переговоров о сотрудничестве между департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации Приморского края и канцелярией сельского хозяйства Народного правительства провинции Ляонин, КНР (27 ноября 2003 г.).
Указанные протоколы охватывают самые различные аспекты торгово-экономического сотрудничества по следующим направлениям:
- создание рабочей группы по развитию транзитного коридора “Восток-Запад” с целью увеличения объемов торговли и грузоперевозок;
- строительство приграничного торгово-экономического комплекса “Пограничный — Суйфэньхэ”;
- совершенствование приграничной торговой инфраструктуры (строительство здания пункта пропуска “Краскино”);
- создание оптовых рынков;
- сотрудничество в области сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
- участие в ярмарках (ежегодные в г. Харбине, 3-я инвестиционная стран А.ТЭС в г. Владивостоке);
- обмены делегациями предпринимателей;
- поддержка, консалтинг и юридическая защита предпринимателей обеих сторон на сопредельных территориях;
- оказание поддержки выставочно-ярмарочной деятельности зарегистрированным на сопредельных территориях компаниям;
- налаживание межбанковского сотрудничества с целью стимулирования двустороннего товарооборота (изучение новых форм межбанковского сотрудничества, установление прямых корреспондентских отношений, изучение возможности перекрестного кредитования и др.).
В 2002 г. товарооборот Приморского края с Китаем увеличился в l,9 раза (567,52 млн. долл. США) по сравнению с предыдущим годом. Экспорт составил 244,26 млн. долл. США (по сравнению с 200l г. увеличился на 37,3 %).
По итогам 2002 года Китай вышел на первое место (из 80 стран) по объему торговли с Приморским краем при удельном весе З6,6 %.
В 2003 г. внешнеторговый оборот Приморского края с КНР (по предварительным данным ДВТУ и Приморского краевого комитета статистики) составил 687,5 млн. долл. США (увеличение к уровню 2002 г. – 13,2 %), в том числе экспорт – 347,6 млн. (увеличение к уровню 2002 г. – 22,3 %), импорт – 339,9 млн. долл. США (увеличение – 5,1 %). Наибольшая стоимость экспорта в КНР пришлась на следующие товарные труппы: рыба мороженая, лесоматериалы необработанные, прокат плоский из прочих легированных сталей, изделия из алюминия, прочие товары, нефть и нефтепродукты кроме сырых. Наибольший удельный вес стоимости импорта из КНР пришелся на следующие товарные группы: продовольственные товары и сырье для их производства, одежду и обувь и др.
Удельный вес КНР (из 82 стран) в общем объеме внешнеторгового оборота Приморского края за 2003 г. составил 38 %. Совокупный (накопленный) объем китайских инвестиций в экономику края на 1 января 2002 г. составил 9,l млн. долл. США (увеличение к уровню 2001 г. – 17 %). В течение 2002 г. в край поступили инвестиции из КНР в размере 618,9 тыс. долл. США. По имеющимся данным, за первое полугодие 2003 г. в Приморский край поступили инвестиции из Китая на сумму 1,6 млн. долл. США.
В крае действует 176 предприятий с китайскими инвестициями из 573 зарегистрированных. На их долю приходится 36,5 % от общего количества действующих в крае предприятий с иностранными инвестициями.
Основными направлениями деятельности предприятий, созданных при участии КНР, являются: торговая деятельность, строительный бизнес, грузовые перевозки, организация общественного питания, гостиничный бизнес, сельскохозяйственная деятельность, лесопереработка.
Около 2/3 китайских СП действуют в сфере торговли. В основном, это небольшие по численности работающих (3-5 чел.) предприятия. Однако, среди предприятий с китайскими инвестициями есть и более крупные фирмы с числом работников 20-30 чел. Гостиничный сервис налаживают в крае СП “Виктори” и “Юань-дун”, которые обеспечивают рабочими местами более 140 человек.
В настоящее время удельный вес сырья и товаров повседневного спроса в общем объеме двусторонней торговли Приморского края (как и России в целом) и Китая остается высоким. Очевидно, что качественное изменение торговой политики возможно лишь в отдаленной перспективе и потребует усилий со стороны правительств и деловых кругов обеих стран.
Важным механизмом решения вопросов двустороннего сотрудничества является Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая и действующие в ее рамках подкомиссии.
В ходе осуществления торгово-экономических Протоколов о сотрудничестве Приморский край и провинции Северо-Восточного Китая сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих реализацию договоренностей.
Ряд проектов был приостановлен в связи с распространением в КНР атипичной пневмонии. Но после снятия ограничений на пересечение китайской границы стороны вновь приступили к реализации достигнутых договоренностей.
Большую проблему в реализации договоренностей в области транспорта и международных перевозок вызывает непредоставление китайской стороной данных о грузовой базе, что препятствует проведению исследований по выявлению экономической эффективности и целесообразности реализации тех или иных проектов.
Следует также отметить, что осуществление ряда долгосрочных проектов сотрудничества Приморского края с КНР требует выхода непосредственно на Правительства РФ и КНР для решения вопросов создания соответствующей нормативно-правовой базы (межправительственные соглашения в области транспортных перевозок, строительства приграничных торгово-экономических комплексов и т,д.).
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT