На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Cотрудничество с зарубежными государствами


Сотрудничество с международными организациями


Межгосударственный совет по антимонопольной политике стран СНГ


Международные соглашения


Публикации\международная деятельность


Международное сотрудничество в области поддержки предпринимательства


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Новости ТУ МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Чехия
Конкурентное право Чехии

СПРАВКА

О конкурентном законодательстве Чешской Республики

В ряде стран Восточной Европы, учитывая процесс интеграции этих стран в ЕС и изменения, произошедшие в экономиках этих стран на пути перехода к рыночной экономике, приняты новые версии законов о защите конкуренции, которые устранили недостатки прежних законов и содержат положения, сближающие национальное регулирование защиты конкуренции с правилами, действующими в ЕС.

Новый закон Чешской республики «О защите конкуренции» вступил в силу 1 июля 2001 г.

Главная цель закона, который полностью заменяет текущий закон №63/1991 от 30-го января 1991 года состоит в том чтобы достигнуть полной совместимости с законом о конкуренции Европейского экономического сообщества в трех областях общественного закона о конкуренции: запрещение соглашений ограничивающих конкуренцию, злоупотребление доминирующим положением и контроль за концентрацией.

Злоупотребление доминирующим положением

Фактором, ограничивающим экономическую конкуренцию, является монопольное или доминирующее положение конкурентов на рынке. Закон запрещает не подобное положение, а лишь злоупотребление им. Закон определяет монопольное и доминирующее положение, а также приводит перечень в экономическом плане партнеров, а тем самым – к получению незаслуженной выгоды.

Что касается защиты добросовестной конкуренции от злоупотребления доминирующим положением, закон, в соответствии с законодательством ЕС, дает понятие объединенного преобладания и определяет доминирующее положение на основе рыночной силы, которая охватывает большое кол-во критериев, основанных исключительно на рыночной доле; в дополнение к рыночной доле он включает финансовую и экономическую силу обязательств, юридические или другие барьеры, степень вертикальной интеграции обязательств, и т.д.

В полномочия закона входят уведомления ведомств относительно их доминирующего положения.

Закон вносит существенные изменения в области концентрации в соответствии с Советом по Регулированию и Контролю в области Концентрации №4064/89, в области содержания и процедурных аспектов. Фактическая концентрация была определена заново, новые условия для принудительного уведомления, основанные на товарообороте, а не на рыночной доле, и представлена для рассмотрения в ведомство вместе с установленными сроками для решения о слиянии компаний.

Закон также вносит существенные процедурные изменения, чтобы сделать функционирование ведомства более целесообразным и эффективным.

Предприятия могут обращаться в ведомство для одобрения того соглашения, в которое они планируют вступить в будущем.

Закон дает новое определение стороне, посредством которого ведомство может предоставлять стороне статус. На права или обязательства данной стороны может существенно воздействовать решение ведомства.

Меры против злоупотребления доминирующим положением на рынке содержатся во всех законах о конкуренции стран Восточной Европы.

Определение доминирующего положения (ДП) исходит, прежде всего, из экономических критериев или экономической силы, которая дает возможность предпринимателю вести себя независимо по отношению к другим предпринимателям и потребителям и позволяет ему существенно ограничить конкуренцию на товарном рынке. Закон осуществляет постоянный административный контроль за предпринимателями, занимающими ДП. В любом случае это дает право Конкурентному органу определять монопольную или доминирующую позицию предприятий в соответствии с законом. Однако представляется сомнительным, что в результате проведенного исследования Конкурентные органы используют свое право запретить неправильное использование Доминирующего или монопольного положения, если это идет в разрез с соответствующей статьей закона.

В случае злоупотребления доминирующими позициями контроль означает запрещение незаконной практики. Предприятия, которые занимают доминирующую позицию, не должны злоупотреблять данной позицией.

Кроме того, доминирующее положение фирмы на рынке устанавливается рассмотрением ее реакции на давление конкурентов. Такое давление могут оказывать и сегодняшние, и потенциальные конкуренты. Если при исследовании установлено, что ни настоящее, ни потенциальные конкуренты не могут активно реагировать на недобросовестное поведение предпринимателя, то такой предприниматель занимает доминирующее положение на рынке.

Ограничительные соглашения.

Все конкурентные законы стран Восточной Европы прямо или косвенно определяют, что практики, ограничивающие конкуренцию посредством заключения ограничительных соглашений, которые заключаются по крайней мере в двумя сторонами (предпринимателями).

Закон запрещает любые соглашения между конкурентами, решения объединений предпринимателей и действия конкурентов по взаимному согласию, которые ведут или могут вести к нарушению экономической конкуренции на товарном рынке. Речь не идет об абсолютном запрете, так как закон разрешает исключения.

В законе определено, что субъектами ограничительных соглашений могут являться не только хозяйствующие субъекты равного уровня деятельности, действующие на одном рынке (конкуренты) – горизонтальные соглашения.

В соответствии с законодательством ЕС, была установлена практика нового различия между горизонтальными и вертикальными соглашениями. Такое различие особенно существенно с точки зрения нового определения малозначительных соглашений, для которых определены новые пороги, и если условия, предусмотренные законом, удовлетворены, то такие соглашения не запрещены. Это означает, что фактическое условие закона относительно вступления в силу таких соглашений, одобренных Конкурентным органом, отменено, поскольку оно не поддерживается законодательством ЕС. Закон содержит условие, позволяющее ускорить освобождение от соглашений, ограничивающих конкуренцию посредством иных законодательных актов, которые вступили в силу одновременно с новым законом о защите конкуренции.

В новом законе в соответствии ст.6(1) понятия горизонтального вертикального соглашений определены так:

Горизонтальное соглашение, где объединенная доля на релевантном рынке сторон по соглашению не превышает 5%,

Вертикальное соглашение – где объединенная доля на релевантном рынке сторон по соглашению не превышает 10%.

Основной принцип оценки соглашений, ограничивающих конкуренцию, исходит из принципа защиты эффективной конкуренции и менее административного подхода к их оценке. Если соглашения ограничивающие конкуренцию, удовлетворяют требованиям, которые определены законом, то по закону запрещение на эти соглашения не распространяется.

Рассмотренные положения закона – это поддержка эффективной конкуренции, которая повышает экономическую эффективность и тем самым приносит пользу потребителям. Защита конкуренции – это не самоцель, она не может осуществляться абсолютно, но она стремится к созданию условий для хозяйственного развития с положительным влиянием на потребителя.

Контроль за концентрацией

Контроль за концентрацией предприятий является инструментом, цель которого – воспрепятствовать таким постоянным изменениям в структуре объединяемых предприятий и важных рынков, которые ведут или могут вести, особенно вследствие уменьшения количества конкурентов или вследствие создания или укрепления доминирующего положения, к нарушению конкуренции или даже к ее полной ликвидации. Закон определяет, что считается объединением предприятий, а также приводит перечень форм приобретения прямого или косвенного контроля и устанавливает, на какие виды слияний на которых необходимо разрешение конкурентного Ведомства.

В соответствии с намерением Чешской республики стать в ближайшее время членом ЕС, проводится работа по дальнейшей адаптации правовой системы ЧР праву ЕС.

Можно сказать, отзывы иностранных экспертов подтверждают, что Законы стран Восточной Европы, в частности в Чешской Республике, совместимы с правом конкуренции, которое применяется в ЕС и одновременно учитывает новые тенденции развития в этой области не только в Европе.

© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT