На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Cотрудничество с зарубежными государствами


Сотрудничество с международными организациями


Межгосударственный совет по антимонопольной политике стран СНГ


Международные соглашения


Публикации\международная деятельность


Международное сотрудничество в области поддержки предпринимательства


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Новости ТУ МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Чехия
Справка о ведомстве

Справка

о Ведомстве по защите экономической конкуренции Чешской Республики

Ведомство по защите экономической конкуренции ЧР было преобразовано из Министерства по вопросам экономического соревнования Чешской Республике в середине 1996 г. В настоящее время Председателем Ведомства является г-н Йозеф Беднаржем.

I. Структура Ведомства

В Ведомстве имеются несколько Исполнительных Департаментов, которые определяют и расследуют отдельные случаи нарушения условий экономической конкуренции, собирают материалы и информацию для определения и доказательства нарушения обязанностей, установленных законом о защите экономической конкуренции, анализируют состояние конкурентной среды на наиболее важных рынках, предоставляют исключения из общих правил, запрещающих заключение соглашений, нарушающих конкуренцию, одобряют объединение предприятий, запрещают злоупотребление доминирующим положением, налагают и взыскивают штрафы. Они также проводят экспертизу законопроектов и иных правовых предписаний, а также основных материалов, представляемых председателю, правительству или его консультативным органам. Департаменты также собирают данные для информационной системы ведомства, публикуют результаты своей деятельности и свои решения в средствах массовой информации.

Нормативно-правовой Департамент разрабатывает проекты нормативных актов в области защиты экономической конкуренции, анализируют степень эффективности ныне действующих правовых предписаний, предоставляет толкование положений закона о защите экономической конкуренции и юридические консультации другим подразделением министерства, а также разрабатывает поправки к законопроектам других ведомств.

Аналитический департамент получает, обрабатывает и оценивает информацию. Он также следит за самыми современными методами, применяемыми при ограничении рынка и определении положения субъекта на наиболее важных рынках. Отдел разрабатывает документы по анализу рынка на наиболее важных рынках, методики экономико-правового анализа, касающиеся экономической конкуренции, и совместно с другими подразделениями решает принципиальные теоретические вопросы.

Секретариат Председателя с организационной и технической стороны обеспечивает выполнение задач, связанных с реализацией деятельности Председателя в полном объеме.

Департамент по вопросам европейской интеграции и международного сотрудничества рассматривает и решает вопросы, вытекающие из международной политики ЧР, прежде всего - в областях, прямо связанных с реализацией политики в области конкуренции. Департамент анализирует развитие конкурентного права Европейского Союза, стран ЕАСТ, США и государств Центральной и Восточной Европы. Департамент отвечает за приведение чешских норм в области конкурентного права в соответствие с аналогичными нормами ЕС, следит за деятельностью соответствующих рабочих групп или комитетов отдельных международных организаций (например, Генеральной Дирекции IV Комиссии ЕC или рабочей группы комитета ОЭСР по вопросам законодательства и политики в области экономической конкуренции) и, по необходимости, активно участвует в их деятельности. Управление занимается также связями Ведомства, зарубежными конкурентными ведомствами и реализует в рамках программы PHARE проект ведомства по вопросам экономического соревнования.

Департамент по контролю за предоставлением общественных заказов проверяет объявляемые публичные торговые конкурсы в целях исполнения требований закона о предоставлении общественных заказов, собирает и оценивает статистические данные о предоставлении общественных заказов и публикует результаты. Управление сотрудничает с Генеральной дирекцией ХV Комиссии Европейского Союза, обеспечивает совместимость предписаний в области предоставления общественных заказов аналогичными предписаниями ЕС.

Консультативный орган - Комиссия по обжалованию - готовит проекты решений о кассациях против решений Ведомства на первой ступени административного разбирательства и разрабатывает позицию по жалобам в рамках административного судопроизводства. Работой Комиссии руководит ее председатель, членами являются избранные сотрудники по защите экономической конкуренции и сотрудничающие с последним специалисты.

II. Функции и полномочия Ведомства по защите экономической конкуренции.

Ведомство по защите экономической конкуренции является центральным органом государственного управления по поддержке экономической конкуренции и ее защите от незаконного ограничения.

Деятельность Ведомства можно разделить на 3 основные области: принятие решений, контроль и информирование.

Полномочия Ведомства в области принятия решений вытекают из имущественно-правовых положений о защите экономической конкуренции. Например, Ведомство осуществляет контроль за заключением ограничительных соглашений, экономической концентрацией, следит за условиями, при которых были разрешены соглашения или объединения, принимает решения о том, носят ли конкретные действия характер злоупотребления доминирующим положением на рынке и запрещает эти действия, принимает предварительные меры, регулирующие правовые отношения участников процесса до принятия окончательного решения, налагает штрафы за нарушение установленных законом обязанностей.

Полномочия Ведомства в области контроля дают ему право истребовать от конкурирующих сторон (и не только от них) материалы и информацию, необходимые для деятельности Ведомства.

Ведомство также контролирует соблюдение обязанностей, установленных законом, органами государственного управления и местными администрациями, не имеющим права собственными мерами, явной поддержкой или иными способами ограничить или исключить экономическую конкуренцию.

На основании доказательств и анализа Ведомство может потребовать, чтобы эти органы исправили положение. В рамках контроля за соблюдением закона о предоставлении общественных заказов Ведомство проверяет действия заказчиков при предоставлении общественных заказов, участвует во вскрытие конвертов с предложениями, рассматривает протесты претендентов против действий заказчиков и т.д.

Информационная деятельность обеспечена определением полномочий в области публикации. Ведомство публикует ходатайства о предоставлении согласия на заключение соглашений, которые в своих последствиях могут нарушить конкуренцию, соглашения об объединении предприятий, полномочные решения о непринятии упоминавшихся соглашений, о злоупотреблении доминирующим или монопольным положением, о наложенных штрафах и иных мерах по нормализации конкурентной среды, обеспечивает статистические данные о предоставлении общественных заказов и публикует их.

Ведомство также уполномочено предписать хозяйствующим субъектам, имеющим доминирующие или монопольное положение и грубо нарушающим конкуренцию, продать часть своего предприятия или разделить его. Это положение было дополнительно введено в законодательство в 1993 г. и до сих пор не было использовано.

III. Конкурентное право.

Конкурентное право в широком понимании (право экономической конкуренции) подразделяется на две подсистемы, каковыми являются:

  • право по контролю за недобросовестной конкуренцией.
  • право по защите экономической конкуренции от ее нарушений, называемое также конкурентным правом в узком понимании, иногда разговорно-антимонопольное или картельное право.
  • Обе подсистемы поддерживают свободную конкуренцию в равных условиях, однако отличаются прежде всего предметом юридического регулирования и установленными для достижения цели средствами.

    Правовое урегулирование основных вопросов содержится в торговом кодексе закон # 513/1991 Свода законов. Это, прежде всего, право на участие в экономической конкуренции и его условия, объем предоставляемой защиты и степень распространения чешских предписаний в отношении к результатам переговоров за рубежом и международным соглашениям.

    Право недобросовестной конкуренции носит частноправовой характер, органом защиты от нарушения закона является суд. Субъекты судебного спора (одним из них может быть и государство) равноправны.

    Право против ограничения экономической конкуренции имеет публичноправовой характер и служит защите общественных интересов, к каковым в первую очередь относится заинтересованность в нормальном функционировании экономической конкуренции. Отношения ответственности в связи с нарушением закона возникают между частным субъектом и государством, представленным органом общественной власти. В этом отношении стороны не являются равноправными: орган общественной власти проводит разбирательство и накладывает санкции, а частный субъект несет ответственность за нарушение определенных специальным законом обязанностей. Подобным органам в Чешской Республике является Ведомство по защите экономической конкуренции.

    Закон о защите экономической конкуренции регулирует 3 категории действий, которые могут исключить, ограничить или исказить экономическую конкуренцию. Это соглашения конкурентов, нарушающие конкуренцию, объединение предприятий конкурентов и злоупотребление монопольным или доминирующим положением конкурентов.

    Закон запрещает любые соглашения между конкурентами, решения объединений предпринимателей и действия конкурентов по взаимному соглашению, которые ведут или могут вести к нарушению экономической конкуренции на товарном рынке. Речь не идет об абсолютном запрете, так как Закон разрешает исключения.

    Контроль за объединением предприятий является инструментом, цель которого - воспрепятствовать таким постоянным изменениям в структуре объединяемых предприятий и важных рынков, которые ведут или могут вести, особенно вследствие уменьшения количества конкурентов или вследствие создания или укрепления доминирующего положения, к нарушению конкуренции или даже к ее полной ликвидации. Закон определяет, что считается объединением предприятий, а также приводит перечень форм приобретения прямого или косвенного контроля и устанавливает, на какие виды слияний необходимо разрешение Ведомства.

    Третьим фактором, ограничивающим экономическую конкуренцию, является монопольное или доминирующее положение конкурентов на рынке. Закон запрещает не подобное положение, а лишь злоупотребление им. Закон определяет монопольное и доминирующее положение, а также приводит перечень действий, ведущих к необоснованному давлению на более слабых в экономическом плане партнеров, а тем самым - к получению незаслуженной выгоды.

    На переходный период приватизации экономики в Закон о защите экономической конкуренции были включены положения, обязывающие органы государственного и местного управления препятствовать возникновению монопольного положения у предприятий-конкурентов при приватизации государственного имущества.

    В соответствии с намерением Чешской Республики стать в ближайшее время членом ЕС, проводится работа по дальнейшей адаптации правовой системы ЧР праву ЕС.

    © Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
    Все права защищены
    Разработка сайта:
    RBC SOFT