На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Cотрудничество с зарубежными государствами


Сотрудничество с международными организациями


Межгосударственный совет по антимонопольной политике стран СНГ


Международные соглашения


Публикации\международная деятельность


Международное сотрудничество в области поддержки предпринимательства


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Новости ТУ МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Венгерская Республика
Справка о ведомстве

Справка о деятельности Ведомства по экономической конкуренции Венгрии

Ведомство по экономической конкуренции (ВЭК) действует с января 1991г. на основании Закона о запрете недобросовестной рыночной практики от 20 октября 1990 г., Закона о ценообразовании от 15 мая 1990 г. и Закона об административных расследованиях от 13 июля 1957 г. С 1 января 1997 г. вступил в силу новый закон - Закон о запрете недобросовестной и ограничительной рыночной практики. ВЭК осуществляет контроль за соблюдением конкуренции на рынках товаров и услуг. В отношении рынков ценных бумаг, банковской и страховой деятельности аналогичные задачи решаются органами государственной инспекции.

Ведомство является бюджетной организацией, выполняющей одновременно административные и судебные функции. Штатное количество сотрудников ВЭК - около 100 человек, примерно в равной пропорции - экономисты, юристы и административный персонал. ВЭК не имеет территориальных отделений. Структура ведомства представлена ниже:

Организационная структура Ведомства по экономической конкуренции (ВЭК)

Президент ВЭК назначается Президентом республики по предложению Премьер-министра. Осенью 1998 г. на пост Президента ВЭК Венгрии был назначен г-н Злотан Надь.

О деятельности Ведомства Президент обязан регулярно отчитываться перед Парламентом. Правительству эта организация напрямую не подчинена, более того, при разработке проектов подзаконных актов, ограничивающих экономическую конкуренцию, а также при подготовке приватизационных решений, министерства и ведомства обязаны запрашивать согласие ВЭК.

В соответствии с конкурентным Законом, основной функцией ВЭК является защита свободной конкуренции путем предотвращения и запрещения недобросовестной рыночной практики. Новая версия Закона, разработанная с использованием опыта деятельности ВЭК последних лет, учитывает изменения в состоянии экономики Венгрии, возникновение новых условий, мнение зарубежных экспертов, знания, полученные при участии в качестве наблюдателей в Комитете ОЭСР по конкурентному законодательству и политике и требования по гармонизации конкурентного законодательства, вытекающие из соглашения с ЕС.

Основные изменения:

  • целью нового закона (статья 1) является защита добросовестной практики, осуществляемой на территории Венгрии физическими и юридическими лицами и компаниями без регистрации в качестве юридического лица. Новый закон упраздняет определение, которое применялось в предыдущем законе - «экономическая активность», таким образом, расширяя область контроля закона и над инвестиционной деятельностью, т.е. областью, которая не была затронута в прошлом законе. Расширение контроля за деятельностью иностранных предприятий, с точки зрения антиконкурентной практики, является новым направлением деятельности.
  • новый закон сохраняет основную структуру, такую же, как и в старом варианте, и кроме антиконкурентной практики содержит положения относящиеся к защите прав потребителей.
  • новый закон расширяет понятие запрещенных соглашений, распространяя его на все виды для всех видов вертикальных соглашений (статья 11) (предыдущий закон охватывал горизонтальные соглашения, а вертикальные ограничения касались только цен перепродажи, что было запрещено).
  • в области контроля за злоупотреблениями новый закон вводит новое определение доминирующего положения (статья 22). Вместо формулировки, основанной только на количественном определении доли рынка, новое определение основывается на потенциале хозяйствующих субъектов действовать независимо от других хоз. субъектов на соответствующем рынке. Затраты и риск на вход и выход на рынок, финансовая сила предприятий, структура релевантного рынка и доля на рынке тоже находятся среди факторов, которые принимаются во внимание во время рассмотрения доминирования в конкретном случае.
  • новый закон сохранил дух старого закона и включает основные запреты злоупотреблений (статья 21). Однако есть несколько новых элементов, включенных в перечень основных примеров злоупотреблений, такие как ограничение дополнительными условиями, дискриминация и грабительское ценообразование.
  • новый закон изменил количественные критерии при подаче нотификации об объединении. В новом законе предел оборота - 10 млрд. форинтов (50 мил. дол.) совокупного оборота, в случае финансовых институтов, рассматривается 10% от их общих активов вместо рассмотрения их общего оборота. Устранено ранее действующее положение о том, что фирма находится в доминирующем положении, если контролирует более 30 %.
  •    В отличие от предыдущего конкурентного законодательства новый закон ясно определяет, что временные приобретения финансовыми институтами не выпадают из границ контроля над слияниями и поглощениями.

  • Несмотря на различную терминологию, но в ключе гармонизации с европейским регулированием слияний, критерии штрафных санкций на сделки по слияниям и поглощениям были изменены.
  • Венгерское конкурентное ведомство может принять решение о разделе слившихся предприятий, если участники не уведомили ведомство или ведомство не утвердило сделку.
  • В течение первых семи лет своей деятельности ВЭК провело 719 расследования о нарушении правил конкуренции (см. табл. 1). Основанием для возбуждения расследований являлись жалобы участников хозяйствующих субъектов, анализ товарных рынков, работа с прочими источниками информации. Эксперты ведомства проводят изучение и подготавливают отчет по каждому рассматриваемому делу и представляют его на рассмотрение Совета по конкуренции ВЭК, который состоит из 7 экспертов (5 юристов и 2 экономистов). На основании проделанной работы Совет по конкуренции ВЭК коллегиально после заслушивания представителей сторон и обсуждения принимает решение.

    Решения могут иметь форму констатации правонарушения, нарушения запрета на соглашение об ограничении конкуренции, обмана потребителей, злоупотребления экономической силой, нарушения деловой этики. Возможна выдача разрешения на определенную экономическую акцию (например, повышение цен, образование картеля, слияние хоз. субъектов и т.д.) в случае ее соответствия правилам конкуренции и интересам поддержания рыночного равновесия.

    При установлении факта нарушения законодательства ВЭК накладывает штраф на виновную сторону. Общая сумма штрафов, наложенных в 1991-93 годах, составила 304,2 млн. форинтов, размеры отдельных штрафов колебались от 10 тысяч до 100 миллионов форинтов, при этом их средний статистический размер постоянно увеличивался: в 1991 г. данная величина составляла 1,83 млн. форинтов, в 1992 г. - 2,95 млн., в 1993 г. - 7,55 млн.

    Табл. 1. Количество решений, принятых Советом по конкуренции ВЭК с 1991 по 1997 гг.

      1991 1992 1993 1994 1995 1996-1997 (июнь)
    общие случаи 11 24 35 23 23 32
    обман потребителей 6 24 29 50 56 82
    соглашения 5 3 3 1 5 ограничительные соглашения – 8; нотификация картелей – 2
    злоупотребление доминирующим положением 28 32 26 28 44 69
    слияния 5 8 3 3 24 30
    всего: 55 91 96 105 152 223
    <<  <  1     
    © Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
    Все права защищены
    Разработка сайта:
    RBC SOFT