На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Cотрудничество с зарубежными государствами


Сотрудничество с международными организациями


Межгосударственный совет по антимонопольной политике стран СНГ


Международные соглашения


Публикации\международная деятельность


Международное сотрудничество в области поддержки предпринимательства


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Новости ТУ МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Румыния
Конкурентное законодательство стран Восточной Европы

КОНКУРЕНТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ – Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния), учитывая процесс интеграции этих стран в ЕС и изменения, произошедшие в экономиках этих стран на пути перехода к рыночной экономике, приняты или планируются к принятию в ближайшее время новые версии законов о защите конкуренции, которые устранили некоторые недостатки прежних законов и содержат положения, сближающие национальное регулирование защиты конкуренции с правилами конкуренции, действующими в ЕС.

Справка:

Республика Польша – новый закон «О защите конкуренции и потребителей» вступил в силу 1 апреля 2001 года;

Чехия – новый закон «О защите конкуренции» вступил в силу 1 июля 2001 г.;

Словакия – новый закон «О защите конкуренции» вступил в силу 1 мая 2001 г.;

Венгрия – новый закон «О защите конкуренции» вступил в силу 1 января 1997 г.;

Румыния – новый закон «О конкуренции» вступил в силу 1 февраля 1996 г.;

Республика Болгария – последние изменения в закон «О защите конкуренции» внесены 29 апреля 1998 г.


Изменения конкурентного законодательства стран ЦВЕ коснулись сферы применения законов, полномочий конкурентных ведомств, штрафных санкций за нарушения антимонопольного законодательства, введение положений, определяющих контроль за соблюдением условий конкуренции при предоставлении помощи и др.



Злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Меры против злоупотребления доминирующим положением на рынке содержатся во всех законах о конкуренции стран Восточной Европы.

Определение доминирующего положения (ДП) исходит прежде всего из экономических критериев или экономической силы, которая дает возможность предпринимателю вести себя независимо по отношению к другим предпринимателям и потребителям и позволяет ему существенно ограничить конкуренцию на товарном рынке.

В ряде законов (Польском, Чешском, Словацком, Болгарском) четко выражены два определения рыночной власти: монополистическая позиция - когда хозяйствующий субъект не встречается с конкуренцией на рынке, и доминирующая позиция - когда хозяйствующий субъект не встречается с существенной конкуренцией на рынке. В Венгерском Законе дается только одна категория - “экономическое превосходство”, но она также охватывает два указанных выше понятия.

Для более легкого определения ДП вводится количественный критерий доминирования, а именно устанавливается доля на рынке, которая может быть предпосылкой для того, чтобы предприниматель не находился под давлением существенной конкуренции. Эта доля в ряде стран Восточной Европы (Словакия, Чехия, Польша) - 40 процентов поставок или заказов товаров на релевантном рынке, в Болгарии - 35 процентов.

Новое определение доминирующего положения Венгерского закона основывается на потенциале хозяйствующих субъектов действовать независимо от других хоз. субъектов на соответствующем рынке. Затраты и риск на вход и выход на рынок, финансовая сила предприятий, структура релевантного рынка и доля на рынке тоже находится среди факторов, которые принимаются во внимание во время рассмотрения доминирования в конкретном случае.

Если Болгарский, Польский, Чешский и Словацкий законы не определяют количество предпринимателей в объединении, занимающем доминирующее положение, то Венгерский закон определяет, что Олигополия включает “максимум три предпринимателя”. Эти количественные критерии являются только предпосылкой доминирующего положения, причем для определения ДП необходим экономический анализ в смысле определения этого понятия. Может быть, что при более высокой доле поставок предприниматель не обладает ДП, которое дало бы ему возможность определять условия на рынке. Одновременно орган, регулирующий конкуренцию, может показать, что предприниматель имеет ДП и при более низкой доле на рынке. Для оценки доминирования в экономиках, осуществляющих либерализацию цен и другие рыночные преобразования, нельзя сделать вывод о доминировании просто из способности предпринимателя поднимать цену на рынке. Для оценки доминирования должны быть использованы признаки долгосрочной власти на рынке, в особенности, наличие барьеров для фирм, входящих на рынок, или для экспансии существующих конкурентов.

Итак, злоупотребление доминирующим положением возможно для предпринимателя, только если он занимает доминирующее положение на товарном рынке. Далее дается общая последовательность определения релевантного рынка. Рынок должен определяться индивидуально для каждого случая с товарной, географической и временной точки зрения. Товарный рынок представляет идентичные или взаимозаменяемые товары, которые способны удовлетворить определенную потребность потребителей и которые, с его точки зрения, можно считать субститутами. При этом оцениваются характеристики товаров, издержки по использованию, транспортные издержки, ориентация на другую группу потребителей, одинаковое или схожее развитие цен и способы распределения продуктов.

Территориально релевантный рынок определяется пространством, на котором условия конкуренции достаточно гомогенные, так что могут быть выделены окружающие территории, на которых условия конкуренции различны (можно говорить о рынке республики (национальном), области (региональном) или местном рынке.

Рынок с точки зрения времени определяется периодом, в котором существует реальная возможность взаимного влияния на хозяйственную деятельность конкурирующих предпринимателей.

Кроме того, доминирующее положение фирмы на рынке устанавливается рассмотрением ее реакции на давление конкурентов. Такое давление могут оказывать и сегодняшние, и потенциальные конкуренты. Если при исследовании установлено, что ни настоящие, ни потенциальные конкуренты не могут активно реагировать на недобросовестное поведение предпринимателя, то такой предприниматель занимает доминирующее положение на рынке.

<<  <  1           
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT