На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Cотрудничество с зарубежными государствами


Сотрудничество с международными организациями


Межгосударственный совет по антимонопольной политике стран СНГ


Международные соглашения


Публикации\международная деятельность


Международное сотрудничество в области поддержки предпринимательства


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Новости ТУ МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Словакия
Конкурентное право Словакии

КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО

Конкурентное право в Словацкой Республике, подразделяется на две подсистемы, каковыми являются:

  • право недобросовестной конкуренции
  • право по защите экономической конкуренции.
  • Обе подсистемы поддерживают свободную конкуренцию в равных условиях, однако отличаются прежде всего предметом юридического регулирования и установленными для достижения цели средствами.

    Право недобросовестной конкуренции носит частноправовой характер, регулируется Торговым кодексом, органом защиты от нарушения закона является суд. Субъекты судебного спора (одним из них может быть и государство) равноправны.

    Право по защите экономической конкуренции имеет публично-правовой характер. Правила защиты конкуренции впервые были введены в правовой порядок и затем стали осуществляться на практике Законом N63/1991 г. После более чем годового применения Закона и, в результате обязанностей, вытекающих из Евродоговора, который предполагает определенные обязанности с точки зрения гармонизации правовых норм, был принят новый Словацкий он о защите экономической конкуренции (N 188/1994 г.). Изменения в основном отражала государственно-правовые изменения - отмену Федерального Учреждения по конкуренции и перенесение компетенцией на национальные учреждения по конкуренции. Одновременно были отменены те правила, которые на практике не применялись, а также, в меньшей мере, в закон были введены правила процессуального характера.

    Закон о защите конкуренции, действующий в настоящий момент, устранил некоторые недостатки прежнего закона и содержит выражение конституционного принципа защиты и поддержки конкуренции, соответственно статье 55 пункт 2 Конституции СР. Одновременно он сближает национальное регулирование защиты конкуренции с правилами конкуренции, действующими в ЕС.

    Целью закона является защита и поддержка эффективной конкуренции.

    На основе предыдущего опыта, а также по рекомендациям иностранных экспертов, в законе по-новому определяется сфера его применения. Закон относится к широкому кругу индивидуально неопределенных субъектов. Это предприниматели, в смысле торгового закона, и другие физические и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность, и их объединения. Под объединением понимаются отраслевые союзы, палаты или ассоциации. Многие действия, ограничивающие конкуренцию, осуществляются как раз этими объединениями. Их решения до сих пор не регулировались законом.

    Закон по-новому определяет соглашения, ограничивающие конкуренцию. С точки зрения их формы можно говорить о соглашениях в узком смысле слова. Это соглашения предпринимателей в письменной или в устной форме. Кроме этих соглашений могут существовать так называемые “джентльменские” соглашения. Прежний закон использовал для обозначения соглашений, ограничивающих конкуренцию, название “картельные соглашения”. Такое название было неточное, так как в теории и на практике понятие картельные соглашения используется только для обозначения соглашений между конкурентами. Но субъектами этих отношений являются не только хозяйствующие субъекты, действующие на одном рынке. Соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут заключать также и предприниматели, которые не находятся в позиции конкурентов, потому что они действуют на разных рынках; например, соглашение между производителем и дистрибъютером. Речь идет о вертикальных соглашениях, которые могут иметь одинаковое ограничивающее влияние на конкуренцию, как и соглашения горизонтальные. Современный закон распространяется на обе формы соглашений, ограничивающих конкуренцию.

    Закон распространяется также на “согласованные действия” предпринимателей и на решения объединений. К ним относятся решения органов объединений, которые, в соответствии с внутренними правилами, обязательны для всех членов. Сюда также относятся необязательные рекомендации, ограничивающие на практике конкурентное поведение тех предпринимателей, которые их соблюдают. Соглашения, ограничивающие конкуренцию, запрещенные в соответствии со статьей 3, пункт 1 закона, недействительны. Текст этой статьи исходит из статьи 85 Договора о ЕЭС.

    Основной принцип оценки соглашений, ограничивающих конкуренцию, исходит из принципа защиты эффективной конкуренции и менее административного подхода к их оценке. Если соглашения, ограничивающие конкуренцию, удовлетворяют требованиям, которые определены законом, то запрещение на эти соглашения не распространяется прямо по закону (т.е. без решения АУ СР). Из иностранного опыта вытекает, что антимонопольное регулирование стремится к менее формальным подходам и к исключению автоматически из закона тех соглашений, которые удовлетворяют предназначенным условиям (как, например, введение и распространение системы исключений по блокам в ЕС).

    Закон таким образом определяет условия, которые должны быть одновременно выполнены для того, чтобы эти соглашения не подлежали запрещению. Условия эти исходят из статьи 85, пункт 3 Договора об ЕЭС. Соглашение должно способствовать улучшению производства или распределения, поддержке технического или экономического развития и приносить соответствующую пользу потребителям, причем может содержать только ограничения, необходимые для достижения этих целей.

    Определение доминирующего положения (ДП) исходит, прежде всего, из экономических критериев или экономической силы, которая дает возможность предпринимателю вести себя независимо по отношению к другим предпринимателям и потребителям и которая дает возможность существенно ограничить конкуренцию.

    Устанавливается доля на рынке, которая может быть предпосылкой для того, чтобы положение компании считать доминирующим. Эта доля - 40 процентов поставок или заказов товаров на релевантном рынке - является только предпосылкой, причем для определения ДП необходим экономический анализ в смысле определения этого понятия. Может быть, что при более высокой доле поставок предприниматель не обладает ДП, которое дало бы ему возможность определять условия на рынке. Одновременно АУ СР может доказать, что предприниматель имеет ДП и при более низкой доле на рынке.

    ДП не запрещено, запрещено злоупотребление им. При этом закон распространяется и на коллективное злоупотребление ДП несколькими предпринимателями, т.н. олигополию. Примеры злоупотребления исходят из статьи 86 Договора об ЕЭС. Злоупотреблением считается действие, которое имеют отрицательное влияние на эффективную конкуренцию.

    Целью оценки концентрации является предварительный контроль и оказание влияния на структуру рынка таким образом, чтобы не возникали субъекты с сильной (доминирующей) позицией на рынке. Концентрация не является антиконкурентной практикой, она как таковая не запрещается, но в связи с тем, что она имеет сильное и долговременное влияние на условия конкуренции, она подлежит контролю АУ СР.

    Новое понятие “ концентрация” используется в соответствии с терминологией ЕС. Концентрация может осуществляться несколькими путями: объединением, слиянием или приобретением контроля.

    Концентрация представляет собой процесс экономического объединения предприятий, следствием которого является изменение структуры рынка. Этот процесс представляет собой длительный период, начинающийся правовыми актами и заканчивающийся фактическим объединением экономических субъектов, изменением их решения и конкурентного поведения. Концентрация представляет снижение количества самостоятельных хозяйствующих субъектов, вследствие чего укрепляется рыночная сила одного субъекта.

    Соответственно Словацкому закону, концентрацией не считается ситуация, когда организации, осуществляющие торговлю ценными бумагами, приобретут временно значительные доли ценных бумаг других предпринимателей с целью их дальнейшей продажи и эти действия не связаны с правом голосования или не ведут к влиянию на процесс решения. Концентрацией также не считается приобретение временного контроля в процессе приватизации, связанного с переносом государственного имущества в Фонд национального имущества и в случае ликвидации предприятия или его банкротства.

    Закон исходит из принципа обязательной нотификации концентрации в Антимонопольное Управление еще до ее реализации. Контроль за концентрацией представляет собой анализ и оценку экономических объединений, и их влияние на условия конкуренции.

    Устанавливаются определенные критерии для обязательной нотификации в АУ СР. Абсолютная граница исходит из совместного годового оборота участников концентрации больше чем 300 млн. крон (10 млн. долл.) и одновременно при условии, что оборот, по крайней мере, двух участников концентрации больше 100 млн. крон (3,3 млн. долл.). Относительное выражение критерия для нотификации исходит из 20 процентной доли оборота идентичных и взаимозаменяемых продуктов на рынке СР.

    Концентрация, соответственно закону, не может осуществляться до тех пор, пока не принято решение АУ СР. Критерием решения о концентрации является оценка отрицательных эффектов на условия конкуренции и общехозяйственных выгод, которые принесет концентрация.

    АУ СР делает оценку, представляют ли проявленные эффекты общехозяйственную пользу и существует ли причинно-следственная связь между этими эффектами и концентрацией, и не существует ли возможности достигнуть их другим путем, без ограничения конкуренции. Далее оценивается, будет ли ограничение конкуренции перевешено общехозяйственными выгодами концентрации.

    Отзывы иностранных экспертов подтверждают, что новый словацкий закон о защите конкуренции совместим с правом конкуренции, которое применяется в ЕС и одновременно учитывает новые тенденции развития в этой области.

    © Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
    Все права защищены
    Разработка сайта:
    RBC SOFT