На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Публикации


Административная и судебная практика


В Правлении МАП России


Реестр субъектов естественных монополий в области связи


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Публикации
О реорганизации ОАО «Связьинвест»


Долгое время практически все услуги связи в России предоставлялись еди-ным государственным предприятием связи. Развитие связи финансировалось по остаточному принципу. Капиталовложения в современные технологии и обору-дование связи осуществлялись, главным образом, с целью укрепления оборон-ного потенциала страны. Процесс развития гражданского сектора шел медлен-но, при этом наибольшее отставание от развитых стран мира происходило в высокотехнологичных сегментах отрасли.
Ситуация резко изменилась с начала 90-х гг. За годы реформ была создана по существу новая архитектура отрасли: почта, радио и электросвязь были раз-делены, сформированы системы сертификации, лицензирования, государствен-ного надзора за связью, завершено акционирование телефонных компаний, соз-дана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность отрасли.
Движущими силами при проведении реформы отрасли связи в 90-х гг. ХХ в. были демонополизация рынка услуг связи и приватизация предприятий связи. В результате реформы почта, радио и электросвязь были разделены. Мини-стерство Российской Федерации по связи и информатизации перестало быть собственником сетей и предприятий электросвязи и прекратило выполнять хо-зяйственные функции в области электросвязи. В настоящее время за Минсвязи России закреплены функции государственного неценового регулирования от-расли.
В процессе реформирования отрасли, определенного постановлением Пра-вительства Российской Федерации от 25 июня 1992 г. № 526 «О программе акционирования и приватизации в отрасли “Связь” на 1992 год» и Концепцией программы Российской Федерации в области связи, одобренной Советом Ми-нистров – Правительством Российской Федерации (протокол № 11 от 25 марта 1993 г.), создано 127 акционерных обществ электросвязи, большая часть кото-рых приватизирована, и оператор междугородной и международной связи ОАО «Ростелеком».
ОАО «Инвестиционная компания связи» (далее ОАО «Связьинвест») созда-но как холдинговая компания для обеспечения интересов государства в теле-коммуникационной отрасли Российской Федерации после частичной привати-зации отрасли.
В настоящее время ОАО «Связьинвест» владеет контрольными пакетами ак-ций ОАО «Ростелеком» – крупнейшего оператора междугородной и междуна-родной связи, ОАО «Гипросвязь» – осуществление НИОКР в области связи, 74 предприятий связи (традиционных операторов электросвязи). Кроме того, ОАО «Связьинвест» владеет значительными, но не контрольными пакетами акций ОАО «МГТС», региональных операторов связи Республики Коми, г. Костромы и Сахалина. Таким образом, предприятия, входящие в холдинг ОАО «Связьин-вест», охватывают все субъекты Российской Федерации, за исключением вось-ми.
В 1997 г. Правительство Российской Федерации продало пакет акций 25 %+1 акция ОАО «Связьинвест» инвестиционному консорциуму «Mustcom», в кото-рый, в том числе, вошли Онексимбанк и инвестиционный фонд Джорджа Соро-са.
Процесс акционирования и приватизации предприятий электросвязи привел к значительному сокращению функций прямого государственного управления со стороны федеральных органов власти и расширению самостоятельности хозяйствующих субъектов. Однако, несмотря на имеющиеся успехи в отрасли, на рынке услуг электро-связи наблюдаются существенные диспропорции, которые отрицательно влия-ют на функционирование рынка услуг связи, развитие конкуренции и дальней-шую демонополизацию отрасли. В настоящее время наблюдается постоянное снижение стоимости акций ре-гиональных компаний электросвязи, в том числе входящих в ОАО «Связьин-вест», и, соответственно, стоимости государственного пакета акций в ОАО «Связьинвест».
Низкий уровень цифровизации и недостаточно развитая местная инфра-структура связи сдерживают внедрение современных услуг связи и создание условий для введения таких эффективных элементов конкуренции, как возмож-ность доступа операторов связи к абонентским линиям своих конкурентов и «портативность» абонентских номеров (т. е. возможность абонента перейти к конкурирующему оператору, сохранив за собой абонентский номер). Необхо-димым условием для введения данных элементов конкуренции является дости-жение уровня цифровизации не менее 80 % и уровня развития местной инфра-структуры связи – не менее 35–40 телефонов на 100 жителей.
Динамичное развитие телекоммуникационной отрасли невозможно без эф-фективного функционирования и модернизации дочерних организаций ОАО «Связьинвест», составляющих основу национальной российской телекоммуни-кационной инфраструктуры. Раздробленность операторов в рамках холдинга приводит к низкой конкурентоспособности на телекоммуникационном рынке как отдельных компаний, так и всего холдинга в целом, к неэффективной сис-теме управления, финансовой неустойчивости и низкой капитализации ОАО «Связьинвест».
В соответствии с задачами, определенными в разработанной Минсвязи Рос-сии и одобренной Правительством Российской Федерации 21 декабря 2000 г. «Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Феде-рации» (далее Концепция) ОАО «Связьинвест» приступило к реорганизации входящих в холдинг региональных предприятий связи путем присоединения их к предприятиям, определенным базовыми, т. е. к созданию единых межрегиональных предприятий связи.
Реорганизация ОАО «Связьинвест» проводится в целях повышения инвести-ционной привлекательности и капитализации объединенных операторов и са-мого общества, развития телекоммуникаций на уровне мировых стандартов, снижения себестоимости услуг связи за счет оптимизации структуры затрат. Данная реорганизация позволит достичь сокращения операционных расходов, экономии на арендной плате, сокращения расходов на аудит и юридические консультации, привлечения больших инвестиционных ресурсов для объединен-ной компании и, в конечном счете, повышения рыночной стоимости объеди-ненных операторов и ОАО «Связьинвест», реализации крупных совершенных проектов, требующих концентрации капитала.
Наряду с укрупнением компаний Концепцией предусмотрена реформа сис-темы управления как отдельными структурными единицами, входящими в ОАО «Связьинвест», так и обществом в целом с целью существенного улучшения качества управления. Еще одним направлением реформирования ОАО «Связь-инвест» должно стать совершенствование технической политики и выработка эффективной маркетинговой стратегии.
Реформирование и межрегиональное объединение отдельных компаний при-ведет к снижению затрат ОАО «Связьинвест» на осуществление своей деятель-ности, улучшению управления оборотными активами. Межрегиональные ком-пании смогут предложить потребителям полный спектр услуг связи на обшир-ной территории, комплексное обслуживание для крупных корпоративных кли-ентов, реализовывать инвестиционные проекты, непосильные для меньших по размеру компаний. Расширятся возможности для изучения рынка и стратегиче-ского планирования развития холдинга.
Усиление стратегических позиций холдинга в сочетании с увеличением лик-видности обеспечат быстрый и существенный рост стоимости его акций. С уче-том предложенных мер, капитализация ОАО «Связьинвест» может возрасти в 4–6 раз, что, в свою очередь, приведет к расширению возможностей для при-влечения средств инвесторов. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 385-р приватизация акций ОАО «Связьинвест» состоится только по-сле реорганизации дочерних предприятий холдинга.
Вместе с тем сделки подобного рода подлежат согласованию и рассмотре-нию на предмет их влияния на конкуренцию. МАП России рассмотрел ходатайства о даче согласия на проведение указан-ной реорганизации. Принимая во внимание социальную значимость реоргани-зации, решения принимались Министерством в каждом отдельном случае по результатам анализа региональных рынков телекоммуникационных услуг, с учетом мнения территориальных управлений МАП России, органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных сторон.
В настоящее время МАП России дал положительные заключения на хода-тайства о реорганизации в следующих регионах:
Дальневосточном (к ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» (преж-нее название ОАО «Электросвязь» Приморского края) присоединяются ОАО «Амурсвязь», ОАО «Сахалинсвязь», ОАО «Магадансвязьинформ», ОАО «Кам-чатсвязьинформ», ОАО «Электрическая связь» Хабаровского края, ОАО «Те-лефонно-телеграфная компания» Еврейской автономной области);
Уральском (к ОАО «Уралсвязьинформ» Пермской области присоединяются ОАО «Связьинформ» Челябинской области, ОАО «Тюменьтелеком», ОАО «Уралтелеком» Свердловской области, ОАО «Хантымансийскокртелеком», ОАО «Электросвязь» Курганской области и ОАО «Ямалэлектросвязь»);
Северо-Западном (к ОАО «Северо-Западный Телеком» (прежнее название ОАО «ПТС») присоединяются ОАО «Электросвязь» Вологодской области, ОАО «Череповецэлектросвязь», ОАО «Электросвязь» Республики Карелия, ОАО «Артелеком», ОАО «Новгородтелеком», ОАО «Электросвязь» Псковской области, ОАО «Электросвязь» Калининградской области, ОАО «Мурманэлек-тросвязь»);
Приволжском (к ОАО «Нижегородсвязьинформ» присоединяются ОАО «Кировэлектросвязь», ОАО «Связьинформ» Республики Мордовия, ОАО «Связьинформ» Чувашской Республики, ОАО «Мартелеком» Республики Ма-рий Эл, ОАО «Связьинформ» Пензенской области, ОАО «Электросвязь» Улья-новской области, ОАО «Связьинформ» Самарской области, ОАО «Саратовэлек-тросвязь», ОАО «Электросвязь» Оренбургской области, ОАО «Телекоммуника-ционные сети связи Удмуртской Республики»);
Сибирском (к ОАО «Сибирьтелеком» (прежнее название ОАО «Электро-связь» Новосибирской области) присоединяются ОАО «Алтайская телефонно-телеграфная компания», ОАО «Электросвязь» Республики Алтай, ОАО «Элек-тросвязь» Республики Бурятия, ОАО «Электросвязь» Иркутской области, ОАО «Электросвязь» Кемеровской области, ОАО «Электросвязь» Красноярского края, ОАО «Электрическая связь» Омской области, ОАО «Томсктелеком», ОАО «Электрическая связь Республики Хакасия», ОАО «Электросвязь» Читинской области);
Северо-Кавказском (к ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (прежнее название ОАО «Кубаньэлектросвязь») присоединяются ОАО «Элек-тросвязь Республики Адыгея», ОАО «Связьинформ» Астраханской области, Волгоградского ОАО «Электросвязь», ОАО «Кабардино-Балкарские телеком-муникации», ОАО «Электросвязь» Республики Калмыкия, ОАО «Карачаево-Черкесскэлектросвязь», ОАО «Электросвязь» Ростовской области, ОАО «Сево-сетинэлектросвязь», ОАО «Электросвязь» Ставропольского края);
Центральном (к ОАО «Центральная телекоммуникационная компания» (прежнее название ОАО «Электросвязь» Московской области) присоединяются ОАО «Брянсксвязьинформ», ОАО «Электросвязь» Владимирской области, ОАО «Ивтелеком», ОАО «Электросвязь» Тверской области, ОАО «Электросвязь» Калужской области, ОАО «Электросвязь» Костромской области, ОАО «Элек-тросвязь» Орловской области, ОАО «Электросвязь» Рязанской области, ОАО «Смоленсксвязьинформ», ОАО «Тулателеком», ОАО «Яртелеком», ОАО «Бел-связь», ОАО «Воронежсвязьинформ», ОАО «Электросвязь» Курской области, ОАО «Тамбовэлектросвязь», ОАО «Липецкэлектросвязь»).
При этом необходимо отметить, что не все операторы связи, входящие в холдинг ОАО «Связьинвест», вошли в структуру объединенных операторов. К таким, например, относятся ОАО «Ленсвязь», ОАО «Дагсвязьинформ».
Присоединение операторов связи, являющихся субъектами естественных монополий и доминирующих на соответствующих региональных рынках, бла-годаря усилению экономической концентрации позволяет оказывать решающее влияние на общие условия оказания регулируемых услуг или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, может привести к сдерживанию экономически оправданного перехода в состояние конкурентного рынка. Кроме того, указанные операторы связи, помимо регулируемых услуг связи, оказыва-ют услуги по нерегулируемым видам деятельности в области связи.
Наличие вертикальной интеграции регулируемых и нерегулируемых видов деятельности усиливает возможность объединенного оператора оказывать ре-шающее влияние на общие условия оказания услуг связи на соответствующем нерегулируемом рынке услуг связи или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, что может привести к ограничению конкуренции.
Исходя из изложенного, ходатайства удовлетворены с условием принятия на себя создаваемой компанией следующих условий, направленных на обеспече-ние конкуренции:
оказывать операторам связи услуги по присоединению к сетям объединенно-го оператора на недискриминационных (равных) условиях, в том числе по от-ношению к условиям предоставления указанных услуг операторам, входящим с объединенным оператором в одну группу лиц, предусмотрев постоянную пуб-ликацию в средствах массовой информации сведений об этом;
в шестимесячный срок с момента присоединения, по согласованию с МАП России, обеспечить реорганизацию объединенного оператора в форме разделе-ния или выделения из состава общества одного или нескольких юридических лиц, предоставляющих только нерегулируемые государством услуги связи;
обеспечить предоставление услуг (в том числе услуги по пропуску траффи-ка) всем операторам связи на недискриминационных (равных) условиях, неза-висимо от того, входят или не входят операторы связи в одну группу лиц с объ-единенным оператором, предусмотрев постоянную публикацию в средствах массовой информации сведений об этом;
обеспечить недискриминационные (равные) условия доступа операторов связи (в том числе мобильной) к сетям электросвязи (в том числе коммутацион-ным узлам) объединенного оператора, при этом условия доступа должны быть недискриминационными (равными), независимо от того, входят или не входят операторы связи с объединенным оператором в одну группу лиц;
обеспечивать модернизацию и развитие сетей связи, в том числе в удален-ных и сельских районах.
По сообщению ОАО «Связьинвест», реорганизация завершится не ранее конца 2002 г. – середины 2003 г.

Несмотря на положительный экономический эффект, проводимая реоргани-зация несет ряд настораживающих моментов, касающихся не только сферы конкурентной политики. Так, например, формирование тарифов на регулируемые МАП России услуги связи происходит в настоящее время с учетом мнения территориальных управ-лений МАП России, а также органов управления соответствующего субъекта Российской Федерации. Утрата присоединяемыми операторами статуса юриди-ческого лица может привести к выработке единой ценовой политики объеди-ненного оператора с меньшим учетом особенностей каждого региона в отдельности.
В связи с тем, что принципы формирования тарифной политики в объеди-ненной компании на данный момент неясны, от МАП России потребуется еще более внимательный подход к установлению тарифов. Представляется целесо-образным до утверждения тарифов согласовывать их в субъектах Федерации.
В МАП России поступают обращения из администраций субъектов Россий-ской Федерации. В основном в них выражается негативное отношение к прохо-дящей реорганизации. Так, например, высказываются опасения в сохранении налоговых поступлений в регионы после создания объединенной компании. Во многих субъектах Российской Федерации администрации вкладывают средства в развитие и модернизацию сетей и средств связи. Может произойти перекрест-ное субсидирование развития связи одного региона за счет других. Консолида-ция инвестиционных ресурсов объединенного оператора подобным образом представляется недопустимой.
Негативным моментом реорганизации может быть усложнение и увеличение сроков согласования технических условий на присоединение к телефонной сети связи общего пользования операторов связи, не входящих в состав ОАО «Связьинвест». Существенно усложнится возможность территориальных управлений МАП России осуществлять антимонопольный контроль и регулирование, контроль за рекламной деятельностью и обеспечение защиты прав потребителей, так как потребители услуг связи регионов будут вынуждены обращаться в территори-альные управления по месту регистрации объединенного оператора (юридиче-ского лица).

Вместе с тем, поскольку после окончания реорганизации предполагается со-хранение некоторой самостоятельности региональных филиалов объединенных операторов, необходимо уточнить процедуру регулирования тарифов и участия территориальных управлений МАП России в этом процессе. В том числе необ-ходимо решить ряд организационных вопросов, таких как взаимоотношения:
– филиалов объединенного оператора с соответствующим территориальным управлением МАП России;
– объединенного оператора (юридического лица) с территориальными управ-лениями МАП России в регионах;
– объединенного оператора с МАП России.
В заключение необходимо отметить, что современное состояние рынка услуг проводной телефонной связи характеризуется тем, что потребность общества в услугах проводной связи продолжает оставаться неудовлетворенной: очереди на установку телефонов не уменьшаются, уровень телефонизации остается не-допустимо низким. Компаниям электросвязи не хватает средств для развития сетей доступа.
Для успешного развития отрасли необходимы действительная либерализация рынка, поддержка и развитие добросовестной конкуренции. Переход от моно-польной ситуации к системе конкурентных отношений в отрасли связь – задача повышенной степени сложности. Для обеспечения конкуренции на рынке услуг проводной телефонной связи следует осуществить ряд мероприятий в законодательной, организационной и других сферах регулирования развития отрасли. К таким мерам можно отнести: изменение лицензионной политики; совершенствование сетевого взаимодейст-вия; муниципализацию кабельной канализации и т. д.
Меры по демонополизации рынков услуг электросвязи, разработанные в Концепции развития рынков телекоммуникационных услуг, явно недостаточны, что было отмечено в заключении МАП России по проекту этой Концепции.
Необходима разработка программы демонополизации отрасли, одним из ос-новных моментов которой должно быть разделение рынка услуг телефонной связи на междугородную (дальнюю) связь и рынок местной связи, и обеспече-ние равных возможностей для всех операторов, работающих на рынке местной связи .
Реорганизация ОАО «Связьинвест» требует от антимонопольных органов еще более пристального внимания к ситуации, складывающейся на рынке теле-фонной связи, более четкого и оперативного применения мер антимонопольно-го регулирования, направленных на защиту интересов участников этого рынка и пользователей услуг связи.


Д. А. Рутенберг
начальник отдела связи Департамента конкурентной политики в ТЭК, связи и на транспорте МАП России
статья опубликована в №3 Вестника МАП России за 2002г.
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT