На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Публикации


Административная и судебная практика


В Правлении МАП России


Реестр субъектов естественных монополий в области связи


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Публикации
Тарифная политика МАП России в области связи, итоги и перспективы


Вопросы тарифной политики являются предметом постоянных обсуждений как производителей, так и потребителей услуг связи, ибо в условиях приватиза-ции тарифные доходы являются для организаций связи не только основным ис-точником их функционирования, но и источником инвестиций, необходимых для модернизации и развития сетей. В настоящее время 7 регулируемых видов услуг связи (из 200 существующих услуг) приносят отрасли около 50 % всех доходов. Однако внедрение новых технологий постепенно меняет соотношение в сторону нерегулируемых услуг. Так, на рынок местной связи уверенно вышла сотовая телефония, а на рынок дальней связи – IP-телефония, которые активно отбирают траффик у операторов традиционных услуг.
В связи с этим роль тарифной политики для операторов связи возрастает. Что касается потребителей традиционных услуг связи, то большинство из них нельзя считать зажиточными гражданами. Доля населения с доходами ниже прожиточ-ного минимума по итогам 2001 г. превышает 25 %. Поэтому в рамках совершен-ствования системы ценообразования необходимо не только стремиться к повы-шению инвестиционной привлекательности отрасли (некоторые под этим пони-мают лишь кратный рост тарифов), но и учитывать доходы массового потреби-теля традиционных услуг связи – населения.
Одним словом, основной задачей государственного регулирования тарифов остается соблюдение баланса интересов производителей и потребителей, кото-рую на практике выполнить бывает очень сложно.
Государственное регулирование тарифов. Государственное регулирование тарифов распространяется только на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, предоставляемые операторами связи, включенными в Реестр субъектов естественных монополий. Перечень общедоступных услуг связи оп-ределяется постановлением Правительства Российской Федерации.
В настоящее время осуществляется регулирование тарифов только на услуги для конечных пользователей.
Что касается предоставления услуг между операторами связи, таких как «ус-луги доступа к сети связи общего пользования» и «пропуск траффика», то в со-ответствии с Основными положениями, утвержденными постановлением Пра-вительства Российской Федерации от 17 октября 1997 г. № 1331, расчетные це-ны на эти услуги определяются операторами связи самостоятельно на договор-ной основе. МАП России рассматривает и устанавливает цены только в случае разногласий между операторами связи, а также устанавливает предельные цены за пропуск траффика по сети междугородной, международной связи (ОАО «Рос-телеком»). Основные принципы и порядок регулирования тарифов на конечные услуги общедоступной связи также определяются постановлением Правительства Рос-сийской Федерации. Первоначально они были определены постановлением Пра-вительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. № 265. Основные задачи и условия государственного регулирования тарифов услуг общедоступной элек-трической и почтовой связи направлены на достижение баланса интересов по-требителей и субъектов естественных монополий в области связи, обеспечи-вающего доступность регулируемых услуг связи для потребителей и эффектив-ное функционирование субъектов естественных монополий.
Государственное регулирование должно осуществляться с учетом:
– темпов инфляции;
– применения элементов перекрестного субсидирования отдельных услуг связи и категорий потребителей;
– социальной значимости услуг связи;
– достигнутого уровня развития услуг связи и степени удовлетворения по-требителей в этих услугах;
– обеспечения поэтапного сближения тарифов по категориям потребителей и сокращения перекрестного субсидирования;
– обеспечения достаточной прибыли для эффективной деятельности органи-зации связи и необходимого уровня развития средств связи.
Своевременной реализации перечисленных принципов помешал экономиче-ский кризис 1998 г., существенно сказавшийся на финансовом состоянии опера-торов связи, которые, в отличие от других отраслей естественных монополий, широко практиковали привлечение заемных средств, причем приобретаемое ими оборудование было преимущественно зарубежное.
Одна из главных целей регулирования отрасли связи – общедоступность ба-зовых услуг связи и эффективность их предоставления. В настоящее время ос-новные принципы и порядок государственного регулирования тарифов опреде-лены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 715.
В целом, они практически не отличаются от ранее действовавших, за исклю-чением двух основных моментов:
– из перечня регулируемых услуг окончательно исключена «аренда телефон-ных и телеграфных каналов»;
– исключена возможность регулирующего органа устанавливать тарифы на услуги связи с учетом перекрестного субсидирования.
Основные принципы регулирования отрасли связи в России соответствуют принятым в развитых странах.
Российский регулирующий орган при установлении тарифов на услуги связи должен обеспечивать компенсацию экономически обоснованных затрат на ока-зание услуг и нормативную прибыль, исходить из раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи, включая и нерегулируемые услуги связи. Пере-крестное субсидирование сохраняется только в части услуг почтовой, телеграф-ной и сельской телефонной связи для населения. В течение 2002 г. МАП России должно обеспечить реализацию этих принци-пов.
Предполагается провести разработку методики предельного ценообразова-ния, экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. По мере дове-дения тарифов на услуги связи до уровня экономически обоснованных затрат будет осуществлен переход к регулированию тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования.
Реализация принципов, установленных законодательством и Правительством Российской Федерации, стала возможной в полной мере с 1999 г., когда регули-рование тарифов по всему перечню регулируемых услуг, в том числе услуг ме-стной телефонной связи, стало осуществляться независимым регулятором на федеральном уровне – МАП России. Ранее услуги местной телефонной связи регулировались органами исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации.
Практика регулирования тарифов и ее результаты. С 1999 г. по настоя-щее время МАП России была проведена большая работа как в части сокращения перекрестного субсидирования и оптимизации структуры тарифов, так и в части обеспечения средств, необходимых предприятиям связи для развития инфра-структуры посредством регулирования тарифов на услуги связи.
Местная телефонная связь. МАП России за период с июня 1999 по 2001 г. провел серию изменений тарифов на услуги местной телефонной связи, что по-зволило сократить экономически необоснованную степень дифференциации тарифов на услуги местной телефонной связи и увеличить средний тариф (або-нентскую плату) ГТС для населения с 29 до 84,6 руб. По состоянию на 1 января 2002 г. тарифы для этой категории выросли в 2,9 раза по сравнению с 1999 г. и практически доведены до уровня себестоимости (целевая установка постановле-ния Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. № 265). Для ком-мерческих организаций эти тарифы превышают уровень себестоимости почти в 2 раза. Ранее тарифы компенсировали себестоимость предоставления услуг ме-стной телефонной связи только наполовину.

При этом за рассматриваемый период тарифы для бюджетных организаций возросли почти в 2 раза, а для коммерческих – в среднем в 1,3 раза. В результате у 80 % операторов связи был осуществлен переход по абонентской плате за те-лефон к двум категориям потребителей: население и организации. До 1999 г. только 20 % операторов связи предоставляли услуги местной телефонной связи по тарифам для двух категорий потребителей. Эти цифры характеризуют вы-полнение одного из упомянутых принципов постановления Правительства Рос-сийской Федерации в части обеспечения поэтапного сближения тарифов по ка-тегориям потребителей и сокращения перекрестного субсидирования.
Доступ к телефонной сети. За последнее время произошли серьезные из-менения в области тарификации услуг предоставления доступа к телефонной сети. С учетом потенциальной или реальной конкуренции традиционных и аль-тернативных операторов связи МАП России были установлены предельные та-рифы на эти услуги, и сейчас операторы вправе снижать их в зависимости от уровня спроса в отдельных муниципальных образованиях (вместо фиксирован-ной величины, устанавливаемой ранее органами исполнительной власти субъек-тов Российской Федерации). При этом тарифы были существенным образом повышены до уровня, соизмеримого с тарифами альтернативных операторов: если принимать во внимание сложившийся фактический (с учетом «срочности») уровень тарифа, за период с 1999 г. по 2002 г. увеличение составило 3 и более раз, или в среднем от 5 до 7 и более раз без учета «срочности».
Междугородная телефонная связь. Тарифы на междугородную телефонную связь за 1999–2001 гг. наиболее существенно увеличились для бюджетных орга-низаций – в среднем в 2,2 раза. Повышение этих тарифов для населения и ком-мерческих организаций было проведено только в отдельных регионах с целью сокращения экономически не обоснованного уровня дифференциации тарифов по экономическим регионам и с учетом сетевого характера данной услуги. В результате проведенных изменений соотношение тарифов за предоставление междугородных телефонных разговоров по категориям потребителей составило 1:0,84:1,25 (население, бюджетные и коммерческие организации – соответствен-но). По состоянию на начало 1999 г. это же соотношение составляло 1:0,4:1,44.

За счет снижения тарифов на междугородные телефонные разговоры на дальние расстояния сократилась степень дифференциации тарифов в зависимо-сти от расстояния. Разбалансировка тарифов. Таким образом, сложившаяся ранее дифферен-циация тарифов по категориям потребителей на одноименные услуги связи, пре-доставляемые операторами в пределах одного экономического региона, а также разница между тарифами на местные и междугородные телефонные соединения была существенно минимизирована. Соотношение тарифов на местные и меж-дугородные разговоры для населения уменьшилась с 30 до 11 раз, т. е. различие в тарифах за 3 года было сокращено почти в 3 раза. Для сравнения: в странах ОЭСР за 10 лет эта разница сократилась вчетверо и стала составлять около 5 раз.

За счет снижения тарифов на междугородные телефонные разговоры на дальние расстояния сократилась степень дифференциации тарифов в зависимо-сти от расстояния. Разбалансировка тарифов. Таким образом, сложившаяся ранее дифферен-циация тарифов по категориям потребителей на одноименные услуги связи, пре-доставляемые операторами в пределах одного экономического региона, а также разница между тарифами на местные и междугородные телефонные соединения была существенно минимизирована. Соотношение тарифов на местные и меж-дугородные разговоры для населения уменьшилась с 30 до 11 раз, т. е. различие в тарифах за 3 года было сокращено почти в 3 раза. Для сравнения: в странах ОЭСР за 10 лет эта разница сократилась вчетверо и стала составлять около 5 раз.

Экономическое положение операторов связи и вопросы развития отрас-ли связи. На экономическое положение операторов связи тарифная политика, проводимая МАП России, оказала положительное влияние. В течение всего пе-риода (1999–2002 гг.) абонентская база сетей операторов связи устойчиво уве-личивалась на 4–5 %. Прирост междугороднего траффика сохранялся стабильно на уровне 20–25 % как для организаций, так и для населения. При этом следует отметить, что часть вводимой емкости использовалась на замену старого анало-гового коммутационного оборудования, в результате чего удельный вес цифро-вого коммутационного оборудования вырос с 17 до 30 %.
Из приведенных данных следует, что развитие отрасли связи происходит бо-лее быстрыми темпами, чем развитие экономики в целом (в 2000 г. рост ВВП составил 8 %, в 2001 г. – 5 %).
Отраслевая статистика показывает, что в результате проведенных мероприя-тий доходы на одну абонентскую линию по корзине потребительских услуг (местных и междугородных телефонных соединений) от населения выросли в 2,5 раза, а от организаций – в 1,7 раз, и их рост существенно превысил рост тарифов.
По данным ОАО «Связьинвест», вследствие предпринятых мероприятий го-сударственного регулирования доля операторов связи, предоставляющих тради-ционные услуги, изменилась несущественно. Необходимо отметить, что одно-временно с оптимизацией тарифной политики у компаний, входящих в холдинг «Связьинвест», снизился удельный вес доходов от обслуживания потребителей делового сектора в общих доходах всех операторов связи данной категории и по итогам 2001 г. составил 39,2 % (против 54 % в 1999 г.).
По-прежнему основными доходами операторов связи являются доходы от предоставления междугородной и международной телефонной связи (несмотря на снижение ее доли в общем доходе) и местной телефонной связи от населения. В 2001 г. доходы от предоставления услуг местной телефонной связи составили в общей корзине потребительских услуг для населения – 46 %, для организаций – 37 %. Что касается структуры доходов традиционных операторов в странах ОЭСР, то удельный вес абонентской платы в доходах, полученных от населения, составляет в среднем 40 %, а от организаций – 20 %.
Регулирование тарифов при внедрении повременной системы оплаты местных телефонных разговоров. Внедрение повременной системы оплаты местных телефонных разговоров не является прерогативой МАП России.
Выбор системы осуществляется оператором связи самостоятельно. На практике, как правило, внедрение СПУС осуществляется по согласованию с местными органами исполнительной власти.
МАП России только рассматривает предложения операторов связи и уста-навливает тарифы в соответствии с действующим порядком, утвержденным приказом МАП России от 15 мая 2000 г. № 358. Для установления тарифов опе-раторами связи должны быть представлены такие данные, как изменение про-должительности соединений помесячно за рассматриваемый период, количество абонентов в зависимости от продолжительности соединений, а также отражены такие показатели, как учет траффика для абонентов междугородной и междуна-родной телефонной связи, сети подвижной связи, Интернета, а также социально-значимых служб. Одним из основных условий, учитываемых при установлении тарифов, явля-ется неизменность доходов операторов (расходов потребителей на услуги связи) при переходе с абонентской системы оплаты на повременную.
В настоящее время Правлением МАП России установлены тарифы на пре-доставление местных телефонных соединений в зависимости от продолжитель-ности по пяти операторам связи. Жалоб со стороны потребителей на установ-ленные тарифы в МАП России не поступало. Первоочередные задачи. Таким образом, сравнительный анализ показывает, что регулирование тарифов в России имеет последовательный характер, соот-ветствующий установленным законодательством принципам, и отвечает тем тенденциям, которые сложились в зарубежной практике.
Но, несмотря на положительные тенденции в тарификации регулируемых ус-луг связи, имеются и отдельные, не зависящие от регулирующего органа недос-татки, ликвидировать которые без решения существующих проблем не пред-ставляется возможным. Отметим основные из них, требующие первоочередного решения.
1. Ввиду отсутствия повсеместного учета местного и входящего междугород-ного траффика распределение затрат и их учет по видам услуг осуществляются не на основе реально пропущенного траффика, а по среднеотраслевым соотно-шениям. Поэтому необходимость и значимость внедрения повременной системы учета траффика МАП России видит не только и не столько в целях тарификации услуг связи, сколько в целях реализации ее в качестве базы при распределении затрат по видам услуг, а также для осуществления взаиморасчетов между опера-торами связи.
Согласно правительственным документам, более детальный раздельный учет будет вводиться с 2003 г. В настоящее время ведется раздельный учет доходов и расходов по видам регулируемых и нерегулируемых услуг. Речь идет о развитии методологии раздельного учета. Для того чтобы предприятия внедрили эту сис-тему, они должны получить соответствующее руководство от органа регулиро-вания и органа статистики.
В этом смысле ключевое значение имеет проводимая в настоящее время ра-бота по внедрению методологии раздельного учета. Разрабатываемые методики должны быть опробованы на представительной группе операторов электросвязи, прежде чем направляться для практического применения. По предложению МАП России в число таких компаний может, например, входить по одному из вновь создаваемых объединенных операторов связи, акционерных обществ «Электросвязь», из компаний электросвязи Республики Татарстан, ОАО «Росте-леком», ОАО «Транстелеком» и несколько альтернативных операторов.
2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 715 в основу тарифов должны быть положены экономиче-ски обоснованные затраты и нормативная прибыль. Методика расчета экономи-чески обоснованных затрат разработана и находится в стадии согласования. В соответствии с этой методикой экономически обоснованные затраты – это теку-щие затраты существующей сети (без амортизации и процентов за кредит) и амортизационные затраты, исходя из стоимости виртуальной сети (СФЭ – со-временного функционального эквивалента), спроектированной на базе сущест-вующей топологии сети. Учитывая большую разницу в стоимостях существую-щей и виртуальной сети (СФЭ) (5–7 раз), которая повлияет на резкое увеличение тарифов, целесообразно устанавливать тарифы на услуги связи с учетом отдель-ных фрагментов СФЭ, основываясь при этом на реальных капиталовложениях, необходимых для развития и модернизации сети, таким образом осуществляя поэтапный переход учета СФЭ в тарификации услуг связи. Иными словами, переход на новую методологию расчета тарифов в полном объеме – задача бу-дущего.
3. Как показывает анализ, 2/3 всех злоупотреблений хозяйствующих субъек-тов своим доминирующим положением приходится на рынки ТЭК, транспорта и связи. Причем на первое место выходит электроэнергетика, на второе – связь, а на третье – железнодорожный транспорт. Из них в 80 % случаев нарушителями являются предприятия отраслей естественных монополий. Преобладают ограни-чения доступа на рынок, установление ценовых или неценовых дискримини-рующих условий во взаимоотношениях на рынке.
Контроль над естественно-монопольным рынком или сопряженными с ним сегментами стал ключевым фактором рыночной власти. На эту ситуацию анти-монопольное законодательство должно реагировать адекватно, обеспечивая эф-фективные механизмы стабилизации рынка и гарантии развития конкурентной среды, особенно в условиях структурных реформ. Так, среди требований, на-правленных на обеспечение конкуренции и выставленных МАП России в рамках согласия на осуществление сделки по объединению операторов связи, у послед-них есть обязательство публикации экономических условий присоединения со всеми взаимодействующими операторами.
4. В связи с расширением рынка услуг связи и ростом количества операторов, предоставляющих услуги связи, вопрос о взаиморасчетах за услуги доступа к сети связи общего пользования и пропуск траффика становится все более акту-альным. Поэтому важно не только соблюсти равные условия при предоставле-нии услуг доступа и пропуска траффика, но и объективно оценить уровень рас-четных цен за эти услуги так, чтобы это было равно выгодно операторам при-соединяемой и присоединяющей сети. В связи с этим необходимо продолжить работу по совершенствованию методологии ведения взаиморасчетов и установ-ления расчетных цен.
При этом следует иметь в виду, что взаиморасчеты – это составная часть та-рифов, поэтому от величины расчетных цен зависят расходы операторов при-соединяемых сетей (альтернативных операторов). В то же время отсутствие расчетов или заниженные цены за предоставляемые сетевые ресурсы операторам присоединяемых сетей, особенно это относится к операторам, предоставляющим новые услуги, увеличивает расходы, приходя-щиеся на услуги конечным пользователям традиционных услуг.
В связи с необходимостью дальнейшего совершенствования взаиморасчетов в 2002 г. будет выполнена работа (на конкурсной основе) по разработке Мето-дики ведения взаиморасчетов между операторами сотовой сети и стационарной телефонной сети.

Г. М. Жигульская
заместитель руководителя Департамента регулирования естественных монополий в области связи, к. э. н.
статья опубликована в №2 Вестника МАП России за 2002г.

© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT