На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
11.09.2003
17-18 сентября 2003 года в Санкт-Петербурге состоится 10 Юбилейное заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике.

В сентябре 2003 г. Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП) государств-участников СНГ отпразднует десятую годовщину со дня образования, в связи с чем в Санкт-Петербурге в период с 17 по 19 сентября 2003 г. будет проходить Юбилейное заседание МСАП «Глобализация, интеграция и конкурентная политика».

Заседание начнет свою работу в 9:00 17 сентября в Таврическом дворце, в 17:00 состоится пресс-конференция с участием

- Министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Председателя МСАП Ильи Южанова,

- Советника Председателя Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по антимонопольной политике Эмельбека Узакбаева,

- Председателя антимонопольного комитета Украины Алексея Костусева,

- Руководителя Санкт-Петербургского ТУ МАП России Олега Коломийченко.

( Аккредитацию журналистов проводит Санкт-Петербургское ТУ МАП России, тел: (812) 314-83-35)

Заседание будет проведено в форме международной конференции, для участия в которой, кроме членов МСАП, приглашены представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и уставных органов Содружества, конкурентных ведомств стран Восточной Европы и Прибалтики, представители международных организаций (ЕС, ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР), занимающихся вопросами конкурентной политики.

В ходе работы заседания планируется подписание

  • Программы сотрудничества МАП России и Комиссии по защите конкуренции Республики Болгария на 2004-2005 гг.;
  • Программы сотрудничества МАП России и Совета по конкуренции Румынии на 2003-2005 гг.;
  • Меморандума о сотрудничестве в области конкурентной политики между Комиссией по справедливой торговле Республики Корея, МСАП, Советом по конкуренции Республики Латвия, Советом по конкуренции Республики Румыния;
  • Соглашения между МАП России и Государственной комиссией по защите экономической конкуренции Республики Армения в области конкурентной политики
  • Соглашения о сотрудничестве в области антимонопольной политики между МАП России и Советом по конкуренции Латвийской Республики;
  • Меморандума о взаимопонимании между МАП России и Государственным торгово-промышленным административным управлением КНР по вопросам реализации Российско-Китайского Соглашения о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики на 2004-2005 годы.

МСАП был создан в 1993 г. в соответствии с межгосударственным Договором о проведении согласованной антимонопольной политики с целью координации деятельности государств-участников СНГ по созданию правовых и организационных основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на общем экономическом пространстве СНГ.

За 10 лет было проведено 17 заседаний Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП). В числе наиболее значимых вопросов, рассмотренных в рамках заседаний МСАП следующие:

  • О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний;
  • О работе антимонопольных органов СНГ по осуществлению контроля за созданием и деятельностью ФПГ и ТНК (финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций);
  • Методологические рекомендации по вопросам контроля за экономической концентрацией;
  • О практике регулирования естественных монополий;
  • Методы и практика регулирования рынка финансовых и страховых услуг в странах СНГ;
  • Антимонопольный контроль в сфере ЖКХ;
  • О практике ведения реестров;
  • Создание банка данных по нормативно-правовой и методической базам в области антимонопольной и конкурентной политике;
  • О государственном регулировании рекламной деятельности.

В Договоре о проведении согласованной антимонопольной политики определены задачи антимонопольных органов по обеспечению сотрудничества в области конкурентной политики, касающиеся:

- злоупотребления доминирующим положением;

- объединения хозяйствующих субъектов;

- ограничительных соглашений;

- недобросовестной конкуренции.

Государства, подписавшие Договор, обязаны предпринимать все необходимые меры по его выполнению и поддерживать работу Межгосударственного совета по антимонопольной политике.

В настоящее время в состав МСАП входят представители 11 стран СНГ – Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины.

Заседания Совета проводятся на регулярной основе не реже двух раз в год.

Учитывая изменения экономической ситуации в государствах СНГ, вызванные проведением экономических реформ, усилением интеграционных процессов и взаимопроникновением экономик, в конце 90-х годов было принято решение о подготовке новой редакции Договора с учетом сложившихся реалий общеэкономической интеграции стран СНГ и опыта применения международных норм в сфере антимонопольного регулирования.

25 января 2000 г. в Москве на Совете глав правительств СНГ была подписана новая редакция Договора о проведении согласованной антимонопольной политики, в который в качестве неотъемлемой части вошло «Положение о взаимодействии государств по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции».

    Это Положение содержит механизмы, позволяющие антимонопольным органам стран СНГ взаимодействовать при рассмотрении конкретных случаев нарушения конкурентного законодательства, участвовать в пересечении транснациональных антиконкурентных действий и играть активную роль в процессе защиты отечественных товаропроизводителей на международном и внутреннем рынках.

Практическое взаимодействие между антимонопольными органами стран СНГ в соответствии с Положением может иметь четыре следующие формы: уведомление, запрос информации, заявка о рассмотрении дела и консультация.

    Одним из показательных примеров применения Положения является проведение расследования по выявлению продукции сомнительного происхождения и качества на российском рынке под видом грузинского экспорта.

Решение о проведении данного расследования было принято на X заседании МСАП, которое состоялось 22-24 сентября 1999 г. в Москве. В соответствии с этим решением МАП России периодически проводил мероприятия по выявлению и пресечению производства подделок грузинской минеральной воды «Боржоми». Так совместно с Госстандартом России, Госторгинспекцией, Минэкономразвития России и МВД России провели проверки продавцов, поставщиков и изготовителей природных и искусственно минерализированных вод, маркировка которых содержит словесное обозначение «Боржоми».

В целях обеспечения защиты прав потребителей на необходимую достоверную информацию о товаре был проведен ряд мероприятий по установлению соответствия потребительских свойства минеральных вод требованиям, содержащимся в информации о товаре (в соответствии со статьей 10 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», с ч. 3 п. 3.4 ГОСТа 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», а также с ч. 4 п. 4.17.7 и ч. 4. п. 4.17.8 указанного ГОСТа).

Только территориальными управлениями МАП России по итогам проверок выдано 184 предписания. Из них 103 предписания – о приостановке продажи товаров при отсутствии необходимой достоверной информации о товаре; 81 предписание – о прекращении нарушения прав потребителей.

На XIII заседании МСАП повторно рассматривался вопрос о фактах производства и реализации на российском рынке под видом грузинского экспорта фальсифицированной продукции и было отмечено, что проведенная работа дала положительные результаты. Всем членам Совета было рекомендовано предпринять аналогичные меры по проведению проверок производства и реализации подобной продукции в целях защиты прав потребителей и отечественных производителей.

В настоящее время вс¨ чаще поднимается вопрос о расширении сферы применения Договора о проведении согласованной антимонопольной политики относительно антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на международных рынках в географических приделах стран СНГ.

С данной необходимостью столкнулся Антимонопольный комитет Украины при рассмотрении запроса Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения об оказании помощи при решении проблемы, возникшей при осуществлении перевозок в Армению и обратно украинской судоходной компанией «Укрферри» через порты Поти/Батуми (Грузия). По мнению армянской стороны данное решение ведет к нарушению равных условий конкуренции и фактически выражается в навязывании условий договора, ставящих контрагентов в неравное положение, или не относящихся к предмету договора, а также в иных действиях с целью создания препятствий для входа/выхода на рынок.

Учитывая интенсификацию торгово-экономических отношений на экономическом пространстве Содружества подобное взаимодействие антимонопольных органов является чрезвычайно актуальным и способствует созданию однородных правил ведения бизнеса для субъектов хозяйствования стран-членов СНГ.

Для обеспечения этого в рамках МСАП проводится сравнительный анализ антимонопольного законодательства стран СНГ, в том числе по отдельным направлениям с целью выработки общих подходов по гармонизации конкурентного законодательства в рамках СНГ.

Так, в середине 90-х годов Межгосударственным советом по антимонопольной политике были разработаны два модельных закона - «О защите экономической конкуренции» и «Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей».

Оба модельных закона явились базой при разработке и усовершенствовании национальных законодательств в области конкуренции и защиты прав потребителей и позволили проводить национальную конкурентную и потребительскую политику на согласованных принципах.

Результатом деятельности Межгосударственного совета является пресечение нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках в географических границах СНГ, развитие конкуренции, как на национальных, так и на международных рынках, устранение барьеров на пути передвижения товаров и услуг на экономическом пространстве СНГ.

Таким образом, 10-летний опыт деятельности МСАП показывает, что существующий механизм работ, проводимых в рамках Совета, способствует выработке согласованных подходов и координации совместной деятельности в различных аспектах конкурентного регулирования и углубления интеграционного сотрудничества в области антимонопольной политики и защиты прав потребителей, что является одним из основных элементов процесса формирования Общего экономического пространства Содружества.

Кроме того, это взаимодействие является хорошей основой для эффективного сотрудничества антимонопольных органов государств-участников СНГ в других интеграционных образованиях, таких, как Союзное государство России и Беларуси и Евразийское экономическое сообщество, которые характеризуются разными уровнями и скоростями интеграционных процессов.

Очередным этапом интеграции явилось решение глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), принятое в Москве в феврале 2003 года.

Создание ЕЭП предполагает отмену применения тарифных и количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на территории государств сторон. В целях обеспечения защиты товаропроизводителей стран-членов ЕЭП при таком торговом режиме предполагается создание единых правил конкуренции, соблюдение которых должно контролироваться наднациональным конкурентным органом, решения которого будут обязательны к исполнению всеми субъектами экономической деятельности и исполнительными национальными органами в станах-участниках ЕЭП.

Вс¨ время существования Совета шло сотрудничество МСАП с международными организациями, в частности, с Конференцией Объединенных наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также с Агентством США по международному развитию (USAID).

Следует отметить новое направление международной деятельности МСАП. В ноябре 2002 г. в Сеуле состоялись Международный Форум и Международный семинар по конкурентной политике, организованные Комиссией по справедливой торговле Республики Корея (КСТ Республики Корея), на которых обсуждались основные направления международного сотрудничества в сфере конкурентной политики..

Одним из конкретных результатов состоявшейся дискуссии о развитии взаимодействия конкурентных ведомств стало подписание Письма о намерениях осуществлять сотрудничество в области конкурентной политики и законодательства между Комиссией по справедливой торговле Республики Корея, Межгосударственным советом по антимонопольной политике государств-участников СНГ, Конкурентным ведомством Республики Эстонии, Советом по конкуренции Венгрии, Советом по конкуренции Республики Латвии, Советом по конкуренции Литовской Республики и Советом по конкуренции Румынии.

17 сентября 2003 г. в ходе Юбилейного заседания МСАП в Санкт-Петербурге планируется подписание Меморандума. Важной отличительной чертой этого Меморандума является участие в нем в качестве самостоятельной Стороны Межгосударственного совета по антимонопольной политике. МСАП впервые выступает единой стороной в процессе международного сотрудничества, что позволяет говорить о новом качественном уровне взаимодействия антимонопольных органов стран СНГ.

Другим важным моментом Письма о намерениях и Меморандума следует считать участие в них КСТ Республики Корея. с учетом накопленного им опыта в области законотворческой работы и правоприменительной практики Корея имеет статус полноправного члена в ОЭСР, в том числе в Комитете ОЭСР по законодательству и политике в области конкуренции. Конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики всех цивилизованных государств, в том числе государств-участников СНГ.

Осуществление антимонопольной политики и развитие конкуренции подчинены глобальным задачам социально-экономических преобразований и направлены на их решение. Эффективная конкурентная политика – это мощный катализатор структурных изменений в высококонцентрированной экономике, исторически доставшейся странам СНГ.



© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT