На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Тематические публикации
Пресс-конференция от 25.12.02. Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Южанова Ильи Артуровича «Итоги 2002 года».


Пресс-конференция Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Южанова Ильи Артуровича «Итоги 2002 года».
Подходит к концу 2002 г. Российская экономика за этот год в целом характеризовалась дальнейшим ростом, так ВВП за 2002 г. вырос на 4%, рост реальных доходов населения России составил 9% , объем импорта – на 12%. Дальнейшее экономическое благополучие России напрямую зависит от построения прозрачных и эффективно работающих рыночных механизмов во всех отраслях экономики.
Одной из основных ценностей рыночной экономики является принцип здоровой и справедливой конкуренции. Развитие цивилизованного рынка невозможно без четкой и взвешенной государственной конкурентной политики. Конкурентная политика Правительства РФ, осуществляемая МАП России в 2002 г. в первую очередь базировалась на принципах, определенных в послании Президента РФ ФС на 2002 г., а именно:
- усиление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, государственного контроля экономической концентрации с целью предотвращения создания структур монопольного характера и предупреждения заключений антиконкурентных соглашений, на обеспечение единого правового и экономического пространства, преодоление административных барьеров, создание благоприятных условий развития конкуренции и предпринимательства.
Итоги контроля соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках.

В 2002 г. в результате проделанной работы общее количество дел, возбужденных по фактам нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках составило свыше 8800, что примерно на 3% выше, чем в 2001 г. 80% дел возбужденно по инициативе антимонопольных органов. Число же заявлений от сторонних организации о фактах антиконкурентных действий в 2002 г. возросло на 25% и составляет примерно 7100.
Выявленных и пресеченных нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках в 2002 г. стало на 11% больше, чем в 2001 г.
Наиболее распространенной формой правонарушения является злоупотребление доминирующим положением ( ст. 5 закона «О конкуренции..»). В 2002 г. рост числа заявлений по этому поводу составил 22% от уровня 2001 г. Было возбужденно около 1000 дел, что примерно на 12% больше уровня 2001 г., выдано около 540 предписаний о прекращении нарушений, более 70% из них исполнены или находятся в стадии исполнения.
Распространенным нарушением также остается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. А также, необоснованные отказы от заключения договора. Навязывание невыгодных условий договора осуществляется в большинстве случаев при выдаче технических условий и проявляется в виде необоснованных требований передачи финансовых средств, имущества и др. Пресечение злоупотреблений доминирующим положением на рынке, приводящим к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов, способствует обеспечению нормальных условий функционирования товарных рынков.
В 2002 г. возросло количество заявлений по поводу монополистической деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ст. 6, 7 закона «О конкуренции»). Число заявлений по поводу монополистической деятельности органов исполнительной власти в 2002 г. составило более 2,7 тыс. заявлений. Было возбуждено свыше 1000 дел (104% к 2001 г). По результатам рассмотрения выдано свыше 630 предписаний, из них около 80% исполнены. Наиболее распространенными видами нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления являются:
- Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов – 44%;
- Совмещение функции органов исполнительной власти с функциями хозяйствующего субъекта – 8%;
- Необоснованное предоставление льгот – 4%;
- Установление запретов на деятельность, ограничений на продажу товаров – 10%.
Распространенными также являются нарушения, связанные с указаниями о приоритетном заключении договоров о поставке товаров, услуг.
Подавляющее большинство дел по данному виду нарушений (около 90%) возбуждаются в отношении органов местного самоуправления.
В целях предупреждения монополистической деятельности органов исполнительной власти расширяется практика предварительного согласования проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых этими структурами, так как часто причинами подобных нарушений становится недостаточная осведомленность органов власти. Так, в 2002 г. рассмотрено свыше 2.5 тыс. проектов нормативно правовых актов, и почти четверть проектов актов не согласована в связи с несоответствием антимонопольному законодательству. В целях оперативного пресечения выявляемых фактов монополистической деятельности органов исполнительной власти регионального уровня в 2002 г. продолжалась активная работа по установлению постоянного взаимодействия с аппаратами Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Государственный контроль экономической концентрации на товарных рынках Это направление является одним из важнейших условий нормального функционирования рыночной экономики, недопущение нарастания монополизации экономики, обеспечения ее стабильности, а также национальной безопасности. Результаты контроля экономической концентрации свидетельствуют о продолжении в экономике России процессов передела рыночного пространства. В 2002 г. по сравнению с 2001 г. существенно выросло количество сделок по приобретению акций в уставном капитале коммерческих организаций. Возросла активность в части создания, реорганизации, слияния, ликвидации предприятий. В 2002 г. антимонопольные органы рассмотрели свыше 22 тыс. ходатайств и уведомлений, что на 6% больше, чем в 2001 г.
В процессах экономической концентрации в 2002 г. получили дальнейшее развитие следующие тенденции:

- приобретение собственности в регионах коммерческими организациями из крупных промышленных центров - Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других;
- формирование крупных вертикально интегрированных структур, стремящихся установить контроль над предприятиями, обеспечивающими весь технологический цикл производства продукции, а также ее последующую реализацию;
- приобретение основных фондов, скупка акций предприятий-банкротов или близких к банкротству;
- последовательное создание дочерних компаний с целью перевода в них активов и оставления в материнских компаниях накопившихся «безнадежных» долгов;
- приобретение основных производственных средств хозяйствующего субъекта путем заключения заведомо кабального договора займа. При невыполнении условий договора должник в порядке мирового соглашения или новации передает свое ликвидное имущество заимодавцу (который обычно связан с должником вертикальными или горизонтальными хозяйственными связями);
- приобретение контрольных пакетов акций крупных хозяйствующих субъектов через подставных лиц (юридических лиц - "фирм–однодневок", офшорных компаний и физических лиц, не связанных между собой родственными отношениями). Количество сделок с участием иностранного капитала практически осталось на уровне прошлого года. Наибольшую инвестиционную активность иностранные участники рынка проявляют в отношении предприятий отраслей потребительского рынка, на втором месте - рынки топливно-энергетического комплекса, на третьем - лесная промышленность.

Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции

За рассматриваемый период количество выявленных фактов недобросовестной конкуренции увеличилось. Анализ практики применения ст. 10 Закона «О конкуренции» показывает, что в 2002 году основная доля фактов недобросовестной конкуренции, выявленных антимонопольными органами, была связана с нарушением исключительных прав. При этом сохраняется наметившаяся в последние годы тенденция к увеличению доли дел, связанных с такими нарушениями. Наиболее часто недобросовестная конкуренция выражается в незаконном использовании товарных знаков либо применении обозначений, сходных до степени смешения с чужими товарными знаками.
В 2002 г. вступили в силу изменения к Закону РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", которые расширяют возможности антимонопольных органов по борьбе с недобросовестной конкуренцией. В частности, антимонопольному органу предоставлено право выдавать хозяйствующим субъектам предписания об изменении или ограничении использования фирменных наименований, что при отсутствии специального законодательного регулирования позволит улучшить правовую защищенность фирменных наименований.
Практика пресечения недобросовестной конкуренции также показывает необходимость усиления взаимодействия с иными органами исполнительной власти, такими как МВД России, ГТК России, ФСНП России, Роспатент.
В 2002г. МАП России инициировал разработку межведомственного соглашения о взаимодействии и обмене информацией в сфере предотвращения и пресечения оборота поддельной и контрафактной продукции. В настоящее время проект соглашения обсуждается на Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам потребительского рынка и его подписание ожидается до конца текущего года.
Законотворческая деятельность МАП России в области защиты конкуренции на товарных рынках. В 2002 г. Государственной Думой был принят ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (подписан Президентом Российской Федерации 09.10.2002.)
Новая редакция Закона имеет целью создание условий для обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, приведения Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в соответствие с нормами Гражданского и Налогового кодексов Российской Федерации и другими федеральными законами, совершенствования механизма государственного контроля соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также усиления ответственности участников товарного рынка за нарушение антимонопольного законодательства.

Изменения и дополнения, вносимые в действующий Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в частности, предусматривают:

- усиление государственного контроля соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию;
- развитие положений действующего Закона, направленных на пресечение недобросовестной конкуренции при введении в хозяйствующий оборот средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг;
- изменение размеров суммарных активов при осуществлении антимонопольного контроля экономической концентрации;
- распространение норм и положений действующего Закона на отношения, связанные с деятельностью субъектов естественных монополий, в случаях, когда эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции и другие отрицательные последствия для товарных рынков.
Также в 2002 г. был разработан проект федерального закона «О государственной помощи» и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта обеспечит законодательное закрепление поддержки со стороны государства для отдельных предприятий, отраслей и регионов, что является неотъемлемым элементом государственной экономической политики.
Законопроект содержит определение государственной помощи, перечень направлений, видов и форм предоставления государственной помощи, подлежащих государственному контролю, основные принципы предоставления государственной помощи. Законопроект предусматривает разрешительный порядок предоставления государственной помощи и проведения анализа соответствия планов предоставления государственной помощи установленным требованиям и критериям.
Разработан и в ноябре 2002 года направлен на согласование в Министерство юстиции Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Указанный проект, предусматривающий усиление уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, подготовлен в целях усиления ответственности за действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции.
Вносимые поправки предполагают корректировку наименования статьи, поскольку термин «ограничение конкуренции», является одним из составляющих элементов в определении понятия «монополистическая деятельность». На основании положений антимонопольного законодательства и требований юридической техники уточнены наименование статьи – «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» и диспозиция статьи.
Уточнены и систематизированы квалифицирующие признаки преступления п.2 ст.178 Уголовного кодекса. При этом указанный пункт дополнен еще одним квалифицирующим признаком преступления – совершение «лицом с использованием своего должностного положения».
Учитывая высокую общественную опасность преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, предложено ужесточение ответственности за нарушение статьи 178 Уголовного Кодекса и, в частности, увеличение размера штрафа и его дифференциацию в зависимости от нанесенного ущерба экономике России.
Итоги контроля соблюдения антимонопольного законодательства на финансовом рынке. В 2002г. отмечается значительное развитие практики реализации Федерального Закона от 23.06.99 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее – Закон о защите конкуренции).
В целях обеспечения государственного контроля процессов концентрации капитала на рынке финансовых услуг антимонопольными органами рассмотрено более 1500 ходатайств и уведомлений. Из них в рамках осуществления государственного контроля концентрации капитала на рынке банковских услуг в 2002 году антимонопольными органами было рассмотрено свыше 500 ходатайств и 160 уведомлений юридических лиц, около 30% всех рассмотренных сделок по приобретению акций составляют сделки с участием иностранного капитала.
Что касается рынка страховых услуг, то в 2002 году антимонопольными органами было рассмотрено более 400 ходатайств и уведомлений юридических и физических лиц.
По инициативе центрального аппарата и ТУ, а также на основании рассмотренных заявлений антимонопольными органами было возбужденно около 200 дел, что в 1.5 раза превышает уровень 2001 г. По результатам рассмотренных дел выдано примерно 130 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства , что 1.5 раза превышает уровень 2001 г.
Структура выявленных нарушений:

- нормативные правовые акты и действия органов власти и Банка России, направленные на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг;
- нарушения порядка проведения открытых конкурсов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления операций со средствами соответствующего бюджета;
- злоупотребления финансовой организацией доминирующим положением;
- соглашения и согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг;
- нарушения требования уведомления антимонопольных органов о соглашениях и согласованных действиях финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию на финансовых рынках.
В субъектах Российской Федерации нередки ситуации, когда финансовые организации принимают коммерческие решения под влиянием административного давления, много фактов перераспределения бюджетных потоков через отдельные финансовые институты. МАП России в 2002 г. по ст. 12 и ст. 14 Закона о защите конкуренции было возбуждено свыше 100 дел, что составляет примерно половину всех рассмотренных в этот период дел.
В течение 2002 г. была продолжена работа по формированию системы конкурсного отбора страховых организаций для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета. За 11 месяцев согласованы конкурсные документы 14 федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законотворческая деятельность МАП России в области защиты конкуренции на рынке финансовых услуг.<br> В 2002 г. МАП России разработал и представил в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее – законопроект).
Основными целями законопроекта являются совершенствование антимонопольного контроля деятельности финансовых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке финансовых услуг, а также развитие конкурсных механизмов отбора финансовых организаций, привлекаемых для предоставления финансовых услуг.
В течение 2002 г. была продолжена работа по формированию системы конкурсного отбора страховых организаций для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета.
Основным итогом проведенной работы стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2002 № 737 «О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета», которое будет способствовать развитию системы организации конкурсов в органах государственной власти и местного самоуправления.
В 2002 г. МАП России принял активное участие в разработке проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О переводном и простом векселе», «О саморегулируемых организациях», «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации».
В настоящее время вырабатываются единые подходы Банка России и МАП России по вопросу применения понятий «группа лиц» и «группа юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением» в целях эффективной реализации статьи 61 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статьи 11 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
В течение 2002 года Министерство участвовало в рассмотрении проектов федеральных законов по регулированию страховой деятельности, проведению пенсионной реформы, введению обязательных видов страхования, проектов постановлений Правительства Российской Федерации и Указов Президента Российской Федерации. Активное участие было принято в разработке Концепции развития страхования в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 № 1361-р и комплекса мер по ее реализации.
Защита прав потребителей.

В 2002 г. антимонопольные органы рассмотрели свыше 46,2 тыс. обращений (90,8% от уровня 2001 г.), из них: письменные обращения – 8,2 тыс.(108% к 2001 г.).
Основными причинами обращений остаются: не предоставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), продажа товаров с недостатками, нарушение сроков исполнения услуг, предоставление услуг ненадлежащего качества.
Большинство письменных обращений связаны с нарушением прав потребителей в сфере торговли (30%), коммунальных услуг (30%), услуг связи (11%), бытовых услуг (6%); в структуре устных обращений на торговлю приходится 44%, коммунальные услуги – 20%, бытовые услуги – 7%, услуги связи - 6%.
Было проведено 4603 проверок хозяйствующих субъектов, что составило 78,6% от уровня 2001 г.
Доля проверок организаций торговли составила 32,2 %, бытовых услуг – 13,3 %, услуг транспорта – 8,4 %, медицинских услуг – 6,6 %, коммунальных услуг – 6,4 %, общественного питания – 6, %, образовательных услуг – 5.5 % и т.д.
По-прежнему наибольшее внимание уделялось контролю соблюдения законодательства при оказании бытовых услуг. Доля проверок в этой сфере увеличилась по сравнению с 2001 г. на 2 процентных пункта и составила 13,3% от общего числа проведенных проверок.
Сократилось количество проверок в сфере торговли (по сравнению с 2001 г. - на 7,4 процентных пункта). По отношению к 2001 г. в отчетном периоде количество выявленных теруправлениями МАП России нарушений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также иных законов и правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, увеличилось и составило 31104 нарушения или 100,5% к 2001 г. В отчетном периоде по сравнению с 2001 г. на 2,7 процентных пункта снизился удельный вес количества нарушений, связанных с предоставлением потребителям ненадлежащей информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и товарах (работах, услугах) (ст.ст. 8-10,12) – 21,3%, которые составляют наибольшее количество нарушений.
Нарушения иных законов и правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, составляют 22,2% общего количества нарушений, что на 5,2 пункта больше соответствующего периода 2001 г. Основным направлением в работе антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является профилактика нарушений и их устранение в добровольном порядке. В 2002 г. территориальные управления МАП России устранили в добровольном порядке 21627 нарушений, и
ли 66,2% общего числа выявленных в отчетном периоде и перешедших с предыдущего периода нарушений, что на 3 процентных пункта меньше, чем в 2001 г.
Значительное количество нарушений устранено в добровольном порядке в торговле (74,5%), в сфере коммунальных услуг (71,1%), услуг связи (68,3%), в сфере строительства (64,6%), медицинских услуг (62,7%).
В отчетном периоде теруправления выдали 3292 предписания, которые составили 79% к уровню 2001 г., На основании раздела 1 «Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей»:
возбуждено 1581 дело (86 % от уровня 2001 г.);
по возбужденным делам устранено 795 нарушений без выдачи предписания (рост 83% к 2001 г.);
по остальным нарушениям выдано 786 предписаний (85% к 2001г.).
На основании раздела 2 «Порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей» указанного Положения территориальные управления выдали 1013 предписаний, что составило 82% от уровня 2001 г. Количество исков о защите прав потребителей в 2002 г., предъявленных гражданами самостоятельно или при содействии территориальных органов МАП России, составило 736 (103% к уровню 2001 г.).
Нормотворческая деятельность.

В соответствие с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» продолжалась разработка новых правовых актов, регулирующих отношения по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям. В частности, постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования, оказания услуг автостоянок и др. Запланирована также разработка проекта правил предоставления жилищно-коммунальных услуг; оказания платных образовательных услуг населению в сфере профессионального образования; оказания услуг подвижной связи.
Важнейшим событием в законодательной сфере является принятие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введен в действие с 1 июля 2002 г.). Основной новацией Кодекса является установление в нем административной ответственности юридических лиц, которая ранее устанавливалась законами, регулирующими отношения в отдельных сферах деятельности. Установлена ответственность за конкретные нарушения законодательства о защите прав потребителей – права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и о режиме их работы и за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (части 1 и 2 ст. 14.8 Кодекса).
Ведется работа над проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Предлагаемые изменения и дополнения направлены на усиление ответственности за нарушение прав потребителей.
Проводилась работа по формированию нормативной базы стандартизации, как одного из условий обеспечения прав потребителей на качественные и безопасные товары. Здесь особенно остро стоит вопрос об информировании потребителей об изделиях, содержащих биологически активные компоненты, генетически модифицированные источники и токсичные вещества, которые содержатся во многих новых и модифицированных пищевых продуктах.

Государственный контроль рекламной деятельности

В 2002г. антимонопольные органы рассмотрели около 11500 фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, из них по 46% возбуждены дела (более 2300). Наиболее распространенными видами нарушений является неисполнение субъектами рекламной деятельности общих требований к рекламе установленных статьей 5 Федерального закона от 18.07.95 №108-ФЗ "О рекламе" (размещение рекламы без указания номера лицензии и наименования органа ее выдавшего; отсутствие в рекламе товаров подлежащих обязательной сертификации, пометки «подлежит обязательной сертификации» и др.). Указанные нарушения составили в среднем 39% от общего числа пресеченных правонарушений.
Не сокращается количество нарушений, связанных с распространением недостоверных сведений в рекламе, которые вводят потребителей рекламы в заблуждение и, как правило, наносят им ущерб (статья 7 Федерального закона от 18.07.95 №108-ФЗ "О рекламе"). Так в 2002 г. количество таких правонарушений составило около 13% от общего количества пресеченных правонарушений.
Существенными остаются нарушения пункта 1 статьи 16, пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 18.07.95 №108-ФЗ "О рекламе" в части рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий, а также статьи 17 Федерального закона от 22.11.95 г. №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В 2002 г. количество нарушений, допускаемых при рекламировании алкогольной продукции и табачных изделий, не изменилось по сравнению с предыдущими годами.
Необходимо отметить, что в 2002 г. отмечается рост количества пресеченных антимонопольными органами противоправных действий хозяйствующих субъектов при распространении рекламной информации на средствах наружной рекламы. Так, в 2002 г. количество указанных правонарушений по сравнению с 2001 г. возросло и составило 6% от общего количества пресеченных правонарушений.

Законотворческая деятельность по вопросам соблюдения закона о рекламе.

В 2002 г. МАП России разработан проект концепции и технического задания к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О рекламе», предусматривающий требования к рекламе, распространяемой через телемагазины. Также был разработан проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст.46 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и ст. 6.13 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В 2003 г. МАП России намерен разработать новую редакцию порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, подготовить и внести проект ФЗ «О внесении дополнений в ФЗ «О рекламе», предусматривающий особенности рекламы через «телемагазины» в Правительство РФ. Также с участившимися случаями появления ненадлежащей рекламы в Рунете, МАП России намерен разработать предложения по регулированию рекламы в Сети.

Поддержка малого предпринимательства

Существенная роль малого бизнеса в экономике страны подчеркнута в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. По данным Госкомстата России и МНС России, в Российской Федерации на начало 2002 года действовало 5605,5 тыс. ед. субъектов малого предпринимательства с учетом малых предприятий, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и крестьянских (фермерских хозяйств), что на 4% больше по сравнению с предыдущим периодом.
Численность занятых в малом секторе экономики составляет 11,6 млн. человек, что составляет около 17% от общего количества экономически активного населения.
Вклад в валовой внутренний продукт России от деятельности малых предприятиях составляет 12%.
Деятельность МАП России в вопросах поддержки развития малого предпринимательства в 2002 г. была направлена на оптимизацию нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства. Так, разработанный при участии МАП России проект федерального закона «О кредитной кооперации» прошел первое чтение 24 апреля 2002 года в Государственной Думе Российской Федерации. Принятие законопроекта ослабит остроту проблемы кредитования малого предпринимательства, особенно в сельскохозяйственном производстве. Развитие кредитной кооперации позволит за счет средств населения и самих предприятий создать систему реального микрофинансирования субъектов малого предпринимательства.
В декабре Правительством РФ был одобрен проект федерального закона «О взаимном страховании», разработанный МАП России. Законопроект предусматривает реализацию комплекса мер по созданию благоприятной правовой среды, частичному обеспечению системы страхования малого предпринимательства государственными гарантиями, а также созданию и развитию обществ взаимного страхования.
Серьезные и значимые изменения, внесенные в Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», так как лизинг становится наиболее эффективным и доступным инструментом инвестирования малых российских предприятий. МАП России разработал и представил в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Законопроектом, направленным в Правительство Российской Федерации, предусмотрены следующие изменения и дополнения:

- Уточнены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: показатели среднесписочной численности работников малых предприятий - до 100 человек, вне зависимости от видов и сфер осуществления предпринимательской деятельности;
- Устанавливается средняя численность работников за год у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном порядке как индивидуальные предприниматели, в размере не более 10 человек; уточнен статус Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в виде «федеральной целевой»; уточнен государственный заказчик федеральной целевой программы в соответствии с действующим федеральным законодательством – это уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации;
- Исключено, как противоречащее нормам гражданского права, право предоставления фондами льготных кредитов субъектам малого предпринимательства, выпуска ценных бумаг, функции гаранта заменены на поручительство, положение о формировании имущества фондов за счет средств, поступающих от приватизации федерального имущества;
- Исключены вопросы налогообложения, регистрации, ускоренной амортизации, т.к. они регламентированы другими нормативными актам;
МАП России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций разработан проект Комплекса мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003 год, включающий, в первую очередь, мероприятия по нормативно-правовому регулированию малого предпринимательства, финансово-кредитной и имущественной поддержке, а также развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства. МАП России в соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации и Минэкономразвития России ведет работу по подготовке проекта Федеральной целевой программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на последующий период. Уточнен статус Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в виде «федеральной целевой». Государственным заказчиком федеральной целевой программы в соответствии с действующим федеральным законодательством является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Товарные биржи

В 2002 г. состоялось 9 заседаний Комиссии по товарным биржам при МАП России, выдано 11 лицензий биржам на организацию биржевой торговли; аннулировано 8 лицензий, выдано 65 лицензий биржевым посредникам и 127 – биржевым брокерам на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле; рассмотрено 49 актов проверок бирж государственными комиссарами.
В 2002 г. МАП России принимал активное участие в разработке и осуществлении биржевой торговли. Так в сентябре 2002 г. был проведен аукцион по продаже тарифной квоты на импорт в 2003 г. сахара-сырца. По результатам аукциона в бюджет поступило 405.25 млн. евро.
Необходимо отметить, что в 2002 г. наметилась позитивная тенденция увеличения участия бирж в закупках продовольствия для своих регионов.
В этом году МАПом России совместно с Минсельхозом был отработан механизм проведения зерновых интервенций, что оказало стабилизирующее воздействие на рынок и усилило роль государства в формировании рыночных форм влияния на процессы ценообразования. МАП России считает, что следующим этапом развития инфраструктуры зернового ранка может стать закупка зерна урожая следующего года, уже начиная с января 2002 г.
Продавцами зерна должны выступить сельхозпроизводители, которым необходимо предоставить возможность, при внесении определенного залога, не поставлять проданное зерно в государственный интервенционный фонд в случае, если дальнейшая рыночная цена будет выше. Продажа сельхозпроизводителями зерна урожая будущего года позволит брать кредиты в банках для обеспечения весенне-полевых работ под гарантию заключенного контракта.
В 2002 году МАП России разработал проект федерального закона "Об интервенционных (стабилизационных) товарных фондах". Предметом законопроекта являются правовые основы создания и функционирования интервенционных (стабилизационных) товарных фондов, представляющих собой запасы федеральной собственности на определенных товарных рынках и формируемых путем государственных закупок.
МАП России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле». Основной целью законопроекта является определение понятия биржевого товара и снижение рисков исполнения биржевых сделок. Предметом законопроекта являются правовые определения стандартных контрактов, в том числе, форвардных, фьючерсных и опционных, как биржевого товара, видов биржевых сделок, требования к биржам по гарантиям исполнения фьючерсных и опционных сделок.

Международная деятельность МАП России.

В условиях присоединения России к ВТО на фоне обостряющейся международной конкуренции возрастает роль антимонопольных органов в обеспечении справедливых условий конкуренции во внешнеэкономической деятельности. Основными задачами в этой области являются развитие эффективной конкуренции на товарных рынках, повышение конкурентоспособности российских товаров, устранение дискриминации российских поставщиков на зарубежных ранках. Полномочия МАП России в этой области реализуются посредством:
участия в разработке и согласовании законов и нормативно-правовых актов в сфере внешнеэкономической деятельности;
участия в деятельности Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговли и таможенно-тарифной политике и по вопросам ВТО;
участия в деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям.
Таким образом, в 2002 г. по рекомендации МАП России в «Федеральный закон «О специальный защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» введена дефиниция ( законопроект находится в Правительстве РФ), которая закрепила обязательное предоставление всех обосновывающих материалов при получение заключения от антимонопольного органа ( при проведении расследования, предшествующего введению защитных мер) о последствиях влияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке России – в случае если на одного заявителя приходится большее 35% российского производства товара или объем его импорта составляет менее 25% общего объема реализации соответствующего товара в РФ. Ранее МАП России часто сталкивался с отказом в предоставлении необходимых материалов, что делало невозможным подготовку полноценного заключения.
Важным аспектом деятельности МАП во внешнеэкономической сфере является устранение дискриминации российских поставщиков на зарубежных рынках. Учитывая, что защитные меры, вводимые иностранными государствами против российских поставщиков, носит зачастую дискриминационный характер, МАП России настаивает на введении ответных мер против стран, применяющих дискриминационные ограничительные меры в отношении российских товаров.
МАП России в 2002 г. в рамках работы Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговли и таможенно-тарифной политике рассмотрел 85 заявлений о корректировке ввозных и вывозных таможенных пошлин на различные товары, а также 15 заявлений, касающихся введения защитных меры отношении импорта товаров. Также МАП России в рамках своей компетенции рассматривал заявления российских организаций о предоставлении им права осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения.
В рамках работы рабочей группы по присоединению России к ВТО МАП России в 2002 г. подготовил материалы «Политика в области конкуренции», о направлениях конкурентной политики в газовой, нефтяной и энергетической отраслях, о деятельности антимонопольных органов в области защиты прав интеллектуальной собственности. Также были подготовлены предложения о допуске иностранных компаний на рынок страховых услуг РФ. Рассмотрен и согласован «Модифицированный перечень специфических обязательств РФ по услугам».
Эффективная работа антимонопольного органа в условиях дальнейшей глобализации невозможна без тесного сотрудничества с конкурентными ведомствами зарубежных стран и международных организаций. МАП России продолжает активную деятельность в области международного сотрудничества и разработки международного конкурентного права. На протяжении ряда лет осуществляется плодотворное сотрудничество Министерства с ОЭСР и Юнктад. МАП России активно участвует в заседаниях рабочей группы ЮНКТАД\ВТО по взаимосвязи торговли и конкуренции, где происходит рассмотрение базисных принципов конкурентной политики с точки зрения ВТО. В рамках сотрудничества с Европейским Союзом (ЕС) Министерство участвует в формирование концепции общего европейского экономического пространства, в число приоритетов которого вошли вопросы конкуренции. В 2002 г. продолжалась работа над проектом закона «О государственной помощи», обеспечение недискриминации российских компаний с точки зрения торгового и конкурентного регулирования ЕС.
Очень важным для МАП России является сотрудничество в рамках Международной конкурентной Сети (МКС). Россия, представленная МАП России, в 2002 г. стала членом Международной конкурентной сети и одной из ключевых стран в области разработки общемировых принципов конкурентной политики.
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT